27.02.2017 / by / История / No Comments

Преступление и наказание!

Преступление и наказание!

  1. Мы одного поля ягоды…
    Свидригайлов Раскольникову
    Роман Преступление и наказание, как и все творчество Ф. М. Достоевского, является грозным предупреждением о той страшной опасности, которую несет с собой осуществление идеи Раскольникова стать выше мира и навсегда сломать то, что надо.
    Кровь по совести (все позволено продолжает новое слово Раскольникова Иван Карамазов) приводит к отъединению, ничем ненасыщаемому эгоизму, насилию, служащему средством утверждения своей единственности (по Максу Штирнеру) и, наконец, к всеобщей катастрофе и гибели мира (вспомним последний сон Раскольникова) .
    Такой итог видит Достоевский. Но по-иному думает сам главный герой, ведь для него подобный бунт единственное средство противостоять злу и несправедливости этого мира. В этом заключается и его самообман. Он сам убедил себя в благородстве своей идеи, сам сделал ее мерилом всего существующего. Тем более и наказан Раскольников, когда видит свою непригодность своей идеи, невозможность привести в действие свою казуистику, сравнивая себя с тварью дрожащей и находя свою вину в том, что не переступил, на той стороне остался. Но кем бы он был, если бы хватило силы переступить?
    На этот вопрос Достоевский отвечает, показывая нам двойников Раскольникова.
    Аркадий Иванович Свидригайлов, помещик-вдовец, как утверждают некоторые, отравивший свою жену, сам говорит: Мы одного поля ягоды. Все время Раскольникова что-то притягивает к нему, что-то он хочет увидеть в Свидригайлове, не осознавая, что тот частный случай его идеи. В Свидригайлове Раскольникова возмущают, поражают неприкрытый цинизм, та низость, с которой он рассказывает о жертвах своего сладострастия. Шиллер-то, Шиллер-то наш, Шиллер-то! восклицает Свидригайлов. Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные что ли? вопросы человека и гражданина? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Затем, что вы еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было: нечего не за свое дело браться!
    Это стало ясно и самому Раскольникову, потому и не смог он переступить, убил, но не переступил, ведь он все еще гражданин и человек.
    А Свидригайлов переступил, избавил себя от вопросов человека и гражданина и теперь для удовлетворения своего сладострастия губит девочку, отравляет Марфу Петровну, замышляет насилие над Дуней.
    Свидригайлов признает раскольниковскую идею своей, освобождает ее от ненужного, на его взгляд, романтизма: Единичное злодейство позволительно, коли цель хороша. Но освобождение себя от укоров совести не проходит бесследно; как показывает Достоевский, его результат сначала духовная, а потом и физическая смерть.
    Нравственно опустошенному Свидригайлову остается только закончить жизнь самоубийством, а Раскольников остается жить, несмотря на то, что в ту ночь он тоже был на грани самоуничтожения говорит: возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Раскольникова возмущает такая точка зрения (Выходит и людей резать можно? ), он считает ее эгоистичной и бездушной, хотя и не подозревает что это суть его идеи.
    Образом Лужина Достоевский выразил свое неприятие популярных в то время буржуазных идей, провозглашавших, что жизнь и смерть якобы подвластны статистике и экономической правде. Лужин, конечно, резать никого не собирается, но все нравственные законы он уже преступил, сообразуясь со своей выгодой. Он клевещет на Соню самым бесчеловечным образом, но благородное сердце Раскольникова не дает совершиться произволу.
    Чувства человека и гражданина, непотерянная гуманность и потребность покаяния, отличающие его от пустого Лужина и ничтожного Лебезятникова, снимающего накипь современных идей, спасает Раскольникова от душевного опустошения.
    Сама жизнь в пух и прах разбивает, опровергает его бесчеловечную идею твари дрожащей и право имеющего. Да, он наказан, но в этом наказании его спасение.
  2. Родион Раскольников связан с многими людьми в произведении. Одни из них — Лужин и Свидригайлов, которые являются «двойниками» главного героя, потому что они создали теории схожие теорией о «избранных» и «тварей дрожащих». «Мы одного поля ягоды», — говорит Свидригайлов Родиону, подчркивая их сходство.

    В плену ложной теории находится Свидригайлов — один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.

    Свидригайлов — человек без совести и чести — как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов — самый мучительный для Раскольникова «двойник», потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Свидригайлов — это своеобразный «черный человек», который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они «одного поля ягоды», и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.

    Свидригайлов — зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Свидригайлов человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него — освобождение от всех преград, от «вопросов человека и гражданина». Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.

    Другим «двойником» Родиона Раскольникова является Лужин. Он — герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова. Лужин — деловой человек со своими «экономическими теориями». В этой теории он оправдывает эксплуатацию человека, и она построена на выгоде и расчете, она отличается от теории Раскольникова бескорыстием помыслов. И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно «проливать кровь по совести», мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, «помрачение ума».

    Лужин — прямолинейно-примитивный человек. Он — сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории «наполеонизма» — возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает е утопический результат на образах «двойниках» — Свидригайлова и Лужина. Установление социальной справедливости насильственным путм Раскольников объясняет как «кровь по совести». Писатель дальше развил эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от «принципов» и «идеалов» до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду — вс это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужена Родион отвечает: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *