27.02.2017 / by / Журналистика / No Comments

на что направлена сатира салтыкова щедрина по сказкам

на что направлена сатира салтыкова щедрина по сказкам

  1. уродину
  2. Сатира Салтыкова-Щедрина это грозный и карающий смех за те страдания и несчастья, которые царствуют вокруг. Сказки для детей изрядного возраста это ответ писателя-патриота на окружающую несправедливость, это его форма борьбы с нею.
    В Сказках традиционно заложено поучение читателю. Действующие лица животные, но вот удивительно, звери точь-в-точь как люди! Рыбы читают газеты и журналы, птицы служат в учреждениях, платят налоги и учатся в кадетских корпусах. Все это только подтверждает своеобразие Сказок Салтыкова-Щедрина. С мельчайшими подробностями писатель изображает жизнь животных, давая нам понять, что передает насущные проблемы России 80-х годов XIX века. Голос автора звучит очень четко, и легко проследить, как писатель относится к изображаемому. В Повести о том, как один «мужик двух генералов прокормил Салтыков-Щедрин клеймит ничего не умеющих, беспомощных генералов. Он с достаточной долей сарказма показывает нам ужасающую картину, как голодные генералы готовы съесть друг друга, не умея достать пищу в кишащих рыбой ручьях, в лесу, полном фруктов. Они не знают элементарного: верят, что булки растут на деревьях в том виде, в каком их подают к столу. Но вот что генералы прекрасно знают и умеют, так это эксплуатировать народ. Чтобы не погибнуть на острове, они отыскивают лежебоку мужика, который впоследствии все для них сделает: и пищу приготовит, и с острова вывезет домой, и платы не потребует. Но сатира писателя направлена здесь не только против генералов-эксплуататоров, но и против мужика, который покорно несет свой крест. Писатель восхищается умелым мужиком, который суп в пригоршнях варит, силки плетет… , но и веревку, которой его связывают генералы, он тоже изготовил.
    Кормя генералов яблоками, мужик выбирает для них спелые да румяные, а себе кислые да гнилые. Почему, откуда такая приниженность и покорность судьбе? Писатель возмущен таким положением вещей, он видит в этом вину не только правящего класса, но и крестьян, разрешающих закабалять себя, не поднимающихся на социальный протест, довольствующихся малым.
    В сказке Самоотверженный заяц похожая ситуация. Заяц покорно ждет, когда сытому волку придет охота его съесть. Добрый волк отпускает зайца домой, проведать невесту, но с обязательным условием вернуться. И заяц возвращается, покорно ждет своего часа.
    В сказке Премудрый пескарь Салтыков-Щедрин в аллегоричной форме высмеивает трусливого интеллигента, боящегося любых перемен, происходящих в жизни. Он старается прожить так, …чтобы никто не заметил. Всю жизнь пескарь и не жил фактически, а пришла неминуемая смерть, и понял он всю абсурдность своего существования, а не жизни.
    Но не только обличает действительность в своих произведениях Салтыков-Щедрин. В сказке Коняга он размышляет о судьбах крестьянства. Коняга не живет и не умирает. Как бы клеймо бесконечности стоит на его труде, как и на всем существовании крестьян.
  3. на уродину Россию, которую он любил до боли сердечной
  4. Щедринские сказки поистине энциклопедичны.
    В них отразилось все русское общество пореформенной поры, все общественные и социальные силы России.
    Основными темами сказок Салтыкова-Щедрина являлись: обличение самодержавия (Медведь на воеводстве), господствующего класса (Дикий помещик), либерализма (Премудрый пискарь, Либерал, Карась-идеалист), а также затрагивалась проблема народа (Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил).

    Аллегория сказок Щедрина всегда также прозрачна, как и в баснях Крылова, где,
    по мысли Белинского, нет зверей, а есть люди, -и притом русские люди.
    Сказки Салтыкова-Щедрина неслучайно называли баснями в прозе, так как в них четко прослеживалась соответствующая этому жанру традиция изображения человеческих пороков в образах зверей. Щедринская сказка, как и басня Крылова или Эзопа, всегда несет в себе поучение, мораль.

    Предметом сатиры становились не отдельные, зачастую случайные события и происшествия и не частные лица, занятые в них, а вся жизнь государства сверху донизу, от сущности царского самодержавия до бессловесного народа-раба, трагедия которого заключалась в неспособности протестовать против жестоких форм жизни.
    Так, основная идея сказки Медведь на воеводстве заключается в том, что причины народных бедствий не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере самодержавной системы. А это значит, что спасение народа — в свержении царизма.
    Сатира Щедрина, таким образом, имеет устойчивую политическую окраску.
    Сатирик борется не с конкретными явлениями, а с порождающим и вскармливающим эти явления социальным строем. Салтыков-Щедрин рассматривает каждого отдельного человека как продукт породившей его общественной среды, лишает художественный образ всех человеческих черт и подменяет индивидуальную психологию проявлениями классового инстинкта. Всякий поступок героя осмысляется Щедриным как социально необходимый и неизбежный.
    Изображение призрачности политической действительности требовало соответствующей формы, которая, доведя явление до абсурда, до уродства, обнажила бы его подлинное безобразие. Такой формой мог быть только гротеск (соединение несоединимого) , который является в сказках важным источником комического эффекта. Так, гротеск искажал, преувеличивал действительность, фантастика же самым необычным жизненным явлениям придавала характер привычности и обыденности, а мысль о ежедневности и регулярности происходящего только усиливала впечатление. Чрезмерная жестокость политического режима и полное бесправие народа действительно граничили с волшебством, с фантастикой. Так, например, в сказке Дикий помещик Щедрин в уродливо-комическом виде показал апогей как нравственного, так и внешнего запущения человека. Помещик оброс волосами, ногти у него стали, как железные, он начал ходить на четвереньках, утратил даже способность произносить членораздельно звуки, но хвоста еще не приобрел.
    Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности.
    Такова, например, сказка «Соседи».

    Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *