27.02.2017 / by maximios / Все / No Comments

МУ ПЗ-1



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

ТЕМА: РАСЧЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРАКТОРНОГО ПОЕЗДА

 

Цель занятия: Произвести тяговый расчет тракторного поезда в условиях строительства при транспортировке грузов и определить его производительность.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Тяговые показатели характеризуют потребительские свойства трактора и наряду с другими эксплуатационными показателями влияют на производительность тракторного агрегата. Тяговые показатели зависят как от конструкции трактора (тип движителя, число передач, тяговый фактор, мощность двигателя), так и от вида и состояния грунта, на котором работает агрегат. Данные для расчета приведены в табл. 1.1 1.5.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1. Определить возможную силу тяги трактора по условиям сцепления применительно к наиболее тяжелому участку пути.

2. Установить на какой передаче может двигаться трактор, исходя из возможного сцепления.

3. Вычислить вес груза в прицепе.

4. Подсчитать количество прицепов тракторного поезда применительно к наиболее тяжелому участку пути.

5. Определить требуемые тяговые усилия на крюке трактора и скорости движения на всех участках пути.

6. Вычислить продолжительность движения поезда на отдельных участках трассы с грузом и без него.

7. Вычислить длительность рейса тракторного поезда, включая погрузку и разгрузку.

8. Определить сменную производительность тракторного поезда.

 

МЕТОДИКА РАСЧЕТА

1. Определяем силу тяги трактора по условию сцепления с дорогой, исключающим буксование, для каждого участка пути (рис. 1.1). Распределение сил, действующих на тракторный поезд, показано на рис. 1.2.

Н                  (1.1)

где   Gтр cила веса трактора, Н (табл. 1.2);

   j — коэффициент сцепления движителя с дорогой (табл. 1.4).

 

Рисунок 1.1 — Схема пути движения тракторного поезда по заданию

 

2. Определяем силу тяги на крюке по условию

Н,               (1.2)

где   f основное удельное сопротивление движению (табл. 4).

 

Используя полученное значение Fкр по табл.1.2 выбираем наименьшую передачу при наибольшем возможном по условию сцепления тяговом усилии Fкрi, обеспечивающем движение трактора на каждом участке пути.

 

3. Вычисляем силу веса груза в прицепе и проверяем ее по грузоподъемности

Н,               (1.3)

где   r — насыпная плотность груза, кг/м3(табл. 1.5);

   V емкость кузова прицепа, м3(табл. 1.3);

   g ускорение свободного падения 9,81 м/с2;

   Qгр грузоподъемность прицепа, Н (табл. 1.3).

Рисунок 1.2 — Схема распределения сил, действующих на тракторный поезд

 

Если сила веса груза Q превышает грузоподъемность прицепа Qгр, то ее приравнивают к последней.

 

4. Подсчитываем какое количество прицепов n может буксировать трактор во время подъема на каждом участке пути:

шт.               (1.4)

где   Gпр сила веса прицепа без груза, Н (табл. 1.3);

   Fкрi тяговое усилие трактора на i — той передаче (см. п.2);

   i уклон пути (знак плюс при подъеме, минус при спуске) (см. табл. 1.1).

 

При получении дробного числа, его значение округляем до целого. Для дальнейших расчетов из трех значений n выбираем наименьшее, соответствующее наиболее тяжелому участку пути.

 

5. Определяем требуемое тяговое усилие на крюке трактора и скорости движения, как с грузом так и без груза, для каждого участка пути по формулам:

Н               (1.5)

Н               (1.6)

По полученным данным, пользуясь табл. 1.2, подбираем оптимальные передачи движения тракторного поезда и соответствующие им наивысшие скорости движения для каждого участка пути, т.е.

                     (1.7)

6. Вычисляем продолжительность движения тракторного поезда на каждом участке пути

с,                  (1.8)

где   tк, lк, Vк время движения, длина участка и скорость движения на к— том участке пути;

   0,8 коэффициент, учитывающий затраты времени на ускорение, замедление и переключение передач.

Порожний поезд практически движется на высшей (транспортной) передаче.

Вычисляем продолжительность одного цикла работы тракторного поезда по формуле

 

      (1.9)

где tЗАГР ,tРАЗГ время загрузки и разгрузки одного прицепа (табл. 1.3).

 

9. Определяем сменную производительность тракторного поезда

т/смену,            (1.10)

где   Т количество часов в смене, 8,2 часа;

   kв коэффициент использования сменного времени, равный 0,75-0,8.

 

Таблица 1.1 Исходные данные к расчету

№ вар.

Тип дороги

Длина участка, м

Уклон участка

l1

l2

l3

i1

i2

i3

1

Сухая грунтовая

350

800

700

0,09

0,04

0,05

2

400

850

650

3

450

900

800

4

500

950

400

5

550

1350

600

6

Целина, плотная залежь

600

1400

900

0,08

0,05

0,06

7

650

1450

850

8

700

1500

800

9

750

1550

750

10

800

1600

350

11

Залежь (скошенный луг)

750

700

500

0,01

0,06

0,04

12

700

750

700

13

650

800

650

14

600

350

450

15

550

900

800

16

Поле рыхлое

900

950

900

0,07

0,05

0,04

17

850

350

950

18

800

1000

750

19

750

950

450

20

700

500

550

21

Сухая грунтовая дорога

650

550

650

0,04

0,09

0,05

22

600

600

750

23

550

650

800

24

500

700

900

25

450

750

850

26

Укатанная снежная дорога

400

300

950

0,08

0,06

0,01

27

350

350

1000

28

400

900

850

29

450

950

950

30

500

800

800

 

Таблица 1.3 Технические характеристики колесных тракторных прицепов

Параметры

Марка прицепа

Д-179А

3ПТС-12

2ПТС-6

Д-401А

Емкость кузова, V, м3

9

6

3

13,5

Сила веса,Gпр, кН

53,0

27,0

16,7

109,6

Грузоподъемность,Qгр, кН

180,0

120,0

60,0

270,0

Время загрузки, tзагр, с

150

180

90

210

Время разгрузки, tразгр, с

50

35

50

30

 

Таблица 1.4 Основные удельные сопротивления движению f и коэффициенты сцепления j

Наименование дороги

Движитель

Пневмоколесный

Гусеничный

f

j

f

j

Сухая грунтовая

0,03-0,05

0,65-0,8

0,05-0,08

0,75-0,85

Целина, плотная залежь

0,05-0,07

0,65-0,8

0,06-0,08

0,85-0,95

Залежь (скошенный луг)

0,06-0,08

0,55-0,75

0,06-0,08

0,75-0,85

Поле рыхлое

0,16-0,18

0,4-0,6

0,09-0,15

0,55-0,65

Укатанная снежная дорога

0,03-0,04

0,3-0,35

0,06-0,9

0,55-0,65

 

Таблица 1.5 Насыпная плотность грунта (вариант выбирается по последней цифре зачетки)

№ варианта

Перевозимый материал

Плотность, r, кг/м3

0

Гравий для строительных работ

1700

1

Мел природный

960

2

Земля сухая растительная

1200

3

Глина обыкновенная не слежавшаяся

1500

4

Гравий для строительных работ

1700

5

Песок для строительных работ

1600

6

Камень бутовый

1900

7

Мел природный

960

8

Земля сухая растительная

1200

9

Глина обыкновенная не слежавшаяся

1500

 

 

Таблица 1.2 Технические характеристики тракторов

 

Вариант

Марка трактора

Марка прицепа

Сила веса

трактора

Gтр, кН

Режим

Параметры

Передача

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

1-5

К-700

колес-

ный

3ПТС-

12

120,0

I

V,м/с

Fкр,кН

0,81

60

1,0

60

1,20

60

1,45

60

 

 

 

 

II

 

V,м/с

Fкр,кН

1,59

60

1,93

60

2,32

56,08

2,78

40,06

 

 

 

 

III

V,м/с

Fкр,кН

2,6

45,8

3,16

36,6

3,80

29,3

4,59

22,4

 

 

 

 

IV

V,м/с

Fкр,кН

5,04

20,7

6,13

16,0

7,39

12,2

8,88

8,6

 

 

 

 

6-10

Т-150

гусеничный

2ПТС-6

74,0

 

V,м/с

Fкр,кН

2,12

42,5

2,39

37,0

2,70

32,2

2,95

29,1

5,18

26,6

3,58

23,1

4,04

20,0

4,41

17,8

11-15

Т-150К

колесный

2ПТС-6

80,2

 

V,м/с

Fкр,кН

2,38

35,0

2,78

33,25

3,20

28,45

3,75

23,6

5,21

19,05

6,16

15,8

6,97

13,6

8,23

10,25

16-20

Т-130

гусеничный

Д-179А

130,0

 

V,м/с

Fкр,кН

0,89

94,0

1,06

77,0

1,23

65,0

1,46

53,0

1,78

42,0

2,12

33,0

2,46

27,3

2,93

21,0

21-30

Т-4А

гусеничный

2ПТС-6

84,0

 

V,м/с

Fкр,кН

0,96

50,0

1,12

50,0

1,29

50,0

1,43

49,6

1,76

41,6

2,04

34,9

2,38

29,2

2,65

25,5

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *