27.02.2017 / by maximios / Выставки / No Comments

Молодежь в ТЖС задания для самостоятельной работы



МГГУ им. М. А. Шолохова

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИ МОЛОДЕЖИ,

НАХОДЯЩЕЙСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 

Задания для самостоятельной (дистанционной) работы

 

 

Разработчик:
Курышева Ольга Васильевна,
ВолГУ, доцент кафедры психологии

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011 год

Практикум по психодиагностике личностных и поведенческих особенностей молодежи, находящейся в ТЖС

 

Задание 1. Проведите диагностику личностных и поведенческих особенностей молодого человека (молодой девушки), находящейся в трудной жизненной ситуации.

 

Методика индикатор копинг стратегий Дж. Амирхана.

Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева.

Инструкция испытуемому: на бланке ответов представлено несколько возможных путей преодоления проблем. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются. Все Ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и, которая Вас заставила изрядно побеспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах. Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

Полностью согласен.

Согласен.

Не согласен.

Тестовый материал

1. Позволяю себе поделиться переживанием с другом.

2. Стараюсь сделать все так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему.

3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-либо предпринять.

4. Пытаюсь отвлечься от проблемы.

5. Принимаю сочувствие и понимание кого-либо.

6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим возможность увидеть, что мои дела плохи.

7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше.

8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справиться с ситуацией.

9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора.

10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах.

11. Пытаюсь различными способами разрешить проблему, пока не найду наиболее под­ходящий.

12. Доверяю свои страхи родственнику или другу.

13. Больше времени, чем обычно, провожу один.

14. Рассказываю людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению.

15. Думаю о том, что нужно сделать для того, чтобы исправить положение.

16. Сосредоточиваюсь полностью на решении проблемы.

17. Обдумываю про себя план действий.

18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно.

19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он мне помог чувствовать себя лучше.

20. Проявляю упорство и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации.

21. Избегаю общения с людьми.

22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблемы.

23. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше осознать проблему.

24. Иду к другу за советом как исправить ситуацию.

25. Принимаю сочувствие, взаимное понимание друзей, у которых та же проблема.

26. Сплю больше обычного.

27. Фантазирую о том, что все могло быть иначе.

28. Представляю себя героем книг или кино.

29. Пытаюсь решить проблему.

30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного.

31. Принимаю помощь от друга или родственника.

32. Ищу успокоение у тех, кто знает меня лучше.

33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно.

Ключ к тесту

Шкала «разрешение проблем» ответы «Да» по пунктам: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 30.

Шкала «поиск социальной поддержки» ответы «Да» по пунктам: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.

Шкала «избегание проблем» ответы «Да» по пунктам: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.

Баллы начисляются по следующей схеме:

Ответ “Полностью согласен” оценивается в 3 балла.

Ответ “Согласен” в 2 балла.

Ответ “Не согласен” в 1 балл.

Нормы для оценки результатов теста:

Уровень

Разрешение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание проблем

Очень низкий

< 16

< 13

< 15

Низкий

17 — 21

14 — 18

16 — 23

Средний

22 — 30

19 — 28

24 — 26

Высокий

> 31

> 29

> 27

 

Копинг-стратегия решения проблем. Согласно теории социального научения А.Бандуры, шансы человека стать способным к успешной адаптации, независимым и здоровым во многом зависят от его окружения. От того, насколько его собственное «Я» сможет справляться с внутренним и внешним дискомфортом, насколько согласованно будут развиваться его идеальное и реальное «Я», настолько человек сможет эффективно взаимодействовать с окружающей действительностью, будет ответственным и способным самостоятельно принимать решения. Опыт, который человек приобретает, переживая ситуации, связанные со стрессом, приводит не только к изменениям в его психической сфере, но и к перестройке всей его личности.

 Копинг-стратегия поиска социальной поддержки. Таким людям важна действенная, конкретная помощь; в том числе и помощь в оценке проблемных ситуаций, в поиске вариантов их решения.   Для них наиболее значимы люди, от которых ожидается социальная и психологическая поддержка. Они часто прислушиваются к мнению окружающих, прежде чем решить проблему.

Копинг-стратегия избегания. Копинг-стратегия избегания является формой психологической защиты, под которой мы понимаем систему регуляторных механизмов стабилизации личности, направленных на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. То есть, таким людям легче избежать неприятной ситуации, чем сталкиваться с ней и решать.

 

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях

С.Нормана, Д.Ф.Эндлера, Д.А.Джеймса, М.И.Паркера в адаптации Т.А.Крюковой

Инструкция. Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Поставьте, пожалуйста, галочку в одну из колонок (от 1 до 5), отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в стрессовой ситуации.

Бланк ответов

Поведение в стрессовых ситуациях

Никогда

1

Редко

2

Иногда

3

Часто

4

 

Очень часто

5

 

1.

Стараюсь тщательно распределить свое время.

 

 

 

 

 

2.

Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.

 

 

 

 

 

3.

Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни.

 

 

 

 

 

4.

Стараюсь быть на людях.

 

 

 

 

 

5.

Виню себя за нерешительность.

 

 

 

 

 

6.

Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации.

 

 

 

 

 

7.

Погружаюсь в свою боль и страдания.

 

 

 

 

 

8.

Виню себя за то, что оказался в данной ситуации.

 

 

 

 

 

9.

Хожу по магазинам, ничего не покупая.

 

 

 

 

 

10.

Думаю о том, что для меня самое главное.

 

 

 

 

 

11.

Стараюсь больше спать.

 

 

 

 

 

12.

Балую себя любимой едой.

 

 

 

 

 

13.

Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.

 

 

 

 

 

14.

Испытываю нервное напряжение.

 

 

 

 

 

15.

Вспоминаю, как я решал аналогичные ситуации раньше.

 

 

 

 

 

16.

Говорю себе, что это происходит не со мной.

 

 

 

 

 

17.

Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.

 

 

 

 

 

18.

Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.

 

 

 

 

 

19.

Испытываю эмоциональный шок.

 

 

 

 

 

20.

Покупаю себе какую-нибудь вещь.

 

 

 

 

 

21.

Определяю курс действий и придерживаюсь его.

 

 

 

 

 

22.

Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.

 

 

 

 

 

23.

Иду на вечеринку.

 

 

 

 

 

24.

Стараюсь вникнуть в ситуацию.

 

 

 

 

 

25.

Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать.

 

 

 

 

 

26.

Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.

 

 

 

 

 

27.

Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся.

 

 

 

 

 

28.

Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношения к случившемуся.

 

 

 

 

 

29.

Иду в гости к другу.

 

 

 

 

 

30.

Беспокоюсь о том, что я буду делать.

 

 

 

 

 

31.

Провожу время с дорогим человеком.

 

 

 

 

 

32.

Иду на прогулку.

 

 

 

 

 

33.

Говорю себе, что этого никогда не случится вновь.

 

 

 

 

 

34.

Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках.

 

 

 

 

 

35.

Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.

 

 

 

 

 

36.

Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.

 

 

 

 

 

37.

Звоню другу.

 

 

 

 

 

38.

Испытываю раздражение.

 

 

 

 

 

39.

Решаю, что теперь важнее всего делать.

 

 

 

 

 

40.

Смотрю кинофильм.

 

 

 

 

 

41.

Контролирую ситуацию.

 

 

 

 

 

42.

Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.

 

 

 

 

 

43.

Разрабатываю несколько различных вариантов решения проблемы.

 

 

 

 

 

44.

Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.

 

 

 

 

 

45.

Отыгрываюсь на других.

 

 

 

 

 

46.

Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.

 

 

 

 

 

47.

Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.

 

 

 

 

 

48.

Смотрю телевизор.

 

 

 

 

 

 

Измеряемые параметры

Ориентация на решение задач

Ориентация на эмоции

Ориентация на избегание

Отвлечение

 

Обработка и интерпретация результатов

Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунк­тов: 1, 2, 6, 10, 15, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.

Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.

Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.

Можно подсчитать субшкалу отвлечения из 8 пунктов, относящихся к избеганию: 9, 11, 12, 18, 20,40,44,48.

Субшкала социального отвлечения может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, от­носящихся к избеганию: 4, 29, 31, 35, 37. (Обратите внимание, что пункты избегания 3, 23 и 32 не используются в субшкалах отвлечения и социального отвлечения.)

 

 

Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности

(Д. Рассел и М. Фергюссон)

 

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каж дое и оцените с точки зрения частоты их проявления в вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто» (3 балла), «иногда» (2 балла), «редко» (1 балл), «никогда» (0 бал лов). Выбранный вариант отметьте соответствующей цифрой.

Опросник

1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.

2. Мне не с кем поговорить.

3. Для меня невыносимо быть таким одиноким.

4. Мне не хватает общения.

5. Я чувствую, что никто действительно не понимает меня.

6. Я часто ловлю себя на ожидании, что люди позвонят или напишут мне.

7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.

8. Я сейчас больше ни с кем не близок.

9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.

10. Я чувствую себя покинутым.

11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.

12. Я чувствую себя совершенно одиноким.

13. Мои социальные отношения и связи поверхностны.

14. Я умираю от тоски по компании.

15. В действительности никто как следует не знает меня.

16. Я чувствую себя изолированным от других.

17. Я несчастен оттого, что всеми отвергнут.

18. Мне трудно заводить друзей.

19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.

20. Люди вокруг меня, но не со мной.

Обработка результатов

Подсчитывается набранная за все ответы сумма баллов. Максимально возможный пока­затель социальной изолированности — 60 баллов.

Интерпретация

Высокой степени социальной изолированности соответствуют 41-60 баллов, средней -от 21 до 40 баллов, низкой — от 0 до 20 баллов.

 

 

Личностный профиль кризиса

Предлагаемый опросник позволяет определить личностный профиль переживаемого кризиса. Его теоретической основой является положение о комплексном характере переживания кризиса, затрагивающего различные физиологические и психологические аспекты.

Инструкция: «Вы переживаете непростой период в жизни. Для того чтобы оказать вам возможную помощь, окружающим необходимо знать особенности вашего нынешнего состояния, индивидуальные проявления кризиса. Ведь переживание кризиса комплексный процесс, затрагивающий все уровни вашего существования.

Прочитайте приведенные ниже утверждения и отметьте номера тех из них, которые соответствуют вашему нынешнему состоянию. Если утверждение лишь частично верно, то подчеркните ту его часть, которая соответствует вашим реакциям. Хотим напомнить, что в приведенном списке нет плохих либо хороших проявлений и реакций. Все они представляют собой лишь неизбежное следствие переживаемого кризиса.

1. Я страдаю от головных болей, недомогания или чувствую себя плохо.

2. Я стал рассеянным.

3. Меня не покидает чувство тревоги, которая окрашивает мои суждения и чувства.

4. Временами у меня возникают мысли, что нет смысла продолжать жить как прежде.

5. Я избегаю думать или говорить о своей неудаче (несчастье).

6. Временами мое сердце бьется учащенно.

7. Мне кажется, что я утратил способность реально оценивать события и воспринимать их отчетливо.

8. Я рассержен на весь свет за то, что это случилось со мной.

9. Я ощущаю физическую усталость, апатию, вялость чувств.

10. Мысли о случившемся беспрестанно крутятся у меня в голове, и я не могу остановить их.

11. Временами я не могу нормально дышать.

12. Временами я затрудняюсь четко формулировать свои мысли.

13. После случившегося я не плачу и не скорблю так, как это обычно должно быть.

14. Все окружавшие меня кажутся чужими, холодными и безнадежными.

15. Я совсем не могу работать как прежде, у меня все валится из рук.

16. Запоры (поносы) меня беспокоят чаще, чем обычно.

17. Я стал забывчивым и пропускаю некоторые обязательные мероприятия.

18. Временами я плачу или близок к слезам.

19. Я не получаю удовольствия от приятных и радостных событий, как прежде.

20. Мне хочется забыться и бежать куда глаза глядят.

21. У меня имеются трудности с засыпанием.

22. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

23. Почти все время я испытываю необъяснимую тревогу.

24. Временами я ненавижу себя.

25. Временами мысли о случившемся лишают меня сна.

26. Мой пульс учащен (замедлен), кровяное давление повышено (понижено).

27. Мое восприятие окружающего сужено и ограничено моей проблемой и всем, что ее касается.

28. Мне стыдно за себя и за все, что со мной произошло.

29. Временами все кажется мне бессмысленным.

30. Я не в состоянии выполнять свои профессиональные и домашние обязанности как прежде.

31. У меня неустойчивый сердечный ритм (замедленный, учащенный).

32. Мне кажется, что ряд моих решений, принятых в настоящее время, непродуман, скоропалителен и скорее даже импульсивен.

33. Временами меня охватывает состояние полной нечувствительности, как если бы ничего не случилось.

34. Мое Я так изменилось, что временами я не узнаю сам себя.

35. Я стал уделять гораздо больше времени работе (службе) и в этом нахожу выход из создавшегося положения.

36. У меня часто бывает сухость во рту.

37. Мне сложно запомнить информацию, которую раньше я запоминал без особого напряжения.

38. Зачастую у меня возникает желание рассказать о своих душевных переживаниях даже малознакомым людям.

39. Подавленное, угнетенное настроение у меня длится долго.

40. Время от времени у меня непроизвольно (в виде своеобразной вспышки) оживляются наиболее травматические воспоминания о случившемся.

41. Часто у меня возникает субъективное ощущение нехватки воздуха и даже ощущение остановки дыхания.

42. Я не могу должным образом сосредоточиться при исполнении своих служебных обязанностей.

43. Временами у меня возникает ощущение, что все внутри сжалось в комок.

44. У меня обострилось критическое отношение к себе и своим поступкам.

45. Я устаю даже от выполнения своих обычных обязанностей.

46. У меня ухудшился аппетит, временами появляется тошнота.

47. Иногда мне кажется, что все происходящее нереально.

48. С каждым днем мне все чаще приходит мысль о том,

что я не сделал все возможное для того, чтобы избежать такого развития событий.

49. Мое настроение стало крайне неустойчивым.

50. Я стал пить больше, чем следует.

51. Я стал чрезмерно потливым.

52. Когда ко мне обращаются, я зачастую отвечаю с задержкой.

53. Меня охватило состояние безразличия к окружающему, ничто не волнует, не беспокоит, не интересует.

54. Я никого не хочу видеть и стараюсь быть один.

55. Большую часть времени я продолжаю размышлять о случившемся, хотя это и мучительно.

56. Мой сон стал беспокойным, и иногда прерывается кошмарами.

57. Я стал замечать, что зачастую не могу вспомнить информацию, которую всегда помнил.

58. Я настолько поглощен своими чувствами, что из-за этого становится только хуже.

59. У меня часто бывает ворчливое настроение, я стал раздражительным, угрюмым, агрессивным по отношению к родным и близким.

60. Я стараюсь избегать трудностей как в мыслях, так и в действиях.

Обработка результатов: каждый утвердительный ответ оценивается в один балл. Подсчитайте баллы в соответствии с ключом, затем сумму умножьте на соответствующий данной шкале множитель (если он есть).

1. Общее состояние: (1).

2. Функциональные проблемы:

а) нарушения функционирования вегетативной системы (26, 36, 51 х 4)

б) нарушения сердечной деятельности (6, 31 х 6)

в) нарушения дыхания (11, 41 х 6)

г) нарушения функционирования желудочно-кишечного тракта (16, 46 х 6)

д) проблемы со сном (21, 56 х 6)

3. Осложнения в познавательно-аналитической деятельности:

а) осложнения функционирования внимания (2, 22, 42 х 4)

б) осложнения функционирования восприятия (7, 27, 47 х 4)

в) осложнения функционирования мышления (12, 32, 52 х 4)

г) осложнения функционирования памяти (17, 37, 57 х 4)

4. Нарушение эмоционального реагирования

а) тревога (3, 23, 43 х 4)

б) генерализованные эмоциональные реакции (гнев, стыд, вина) (8, 28, 48 х 4)

в) эмоциональная тупость (13, 33, 53 х 4)

е) слабодушие, повышенная эмоциональность (18, 38, 58 х 4)

5. Депрессивное настроение (4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49, 54, 59)

6. Перемены в поведении и деятельности:

а) попытки уйти от проблемы (5, 20, 35, 50 х 3),

б) поглощенность проблемой (10, 25, 40, 55 х 3)

в) проблемы с исполнением служебных и домашних обязанностей (15, 30, 45, 60 х 3).

 

Экспресс-диагностика уровня личностной фрустрации

(В. В. Бойко)

Инструкция. Ознакомившись с последующими ситуациями, дайте ответ, согласны вы с ними (поставьте рядом с номером знак «плюс») или нет (поставьте знак «минус»).

Опросник

1. Вы завидуете благополучию некоторых своих знакомых.

2. Вы недовольны отношениями в семье.

3. Вы считаете, что достойны лучшей участи.

4. Вы полагаете, что могли бы достичь большего в личной жизни или в работе, если бы не обстоятельства.

5. Вас огорчает то, что не осуществляются планы и не сбываются надежды.

6. Вы часто срываете зло или досаду на ком-либо.

7. Вас злит, что кому-то везет в жизни больше, чем вам.

8. Вас огорчает, что вам не удается отдыхать или проводить досуг так, как хочется.

9. Ваше материальное положение таково, что угнетает вас.

10. Вы считаете, что жизнь проходит мимо вас (проходит зря/

11. Кто-то или что-то постоянно унижает вас.

12. Нерешенные бытовые проблемы выводят вас из равновесия.

Обработка данных

Каждый положительный ответ оцениватся в 1 балл, а отрицательный — 0 баллов. Подсчитывается общая сумма баллов.

Об уровне социальной фрустрации можно судить по следующим показателям: 10-12 баллов — очень высокий уровень фрустрации; 5-9 баллов — устойчивая тенденция к фрустрации; 4 балла и меньше — низкий уровень.

 

Методика «Локус контроля» (Роттер)

Инструкция. Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них вы согласны в большей степени. Обведите кружком одну из букв «а» или «б».

 

1. а) Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают.

б) В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним.

2. а) Многие неудачи происходят от невезения.

б) Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок.

3. а) Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними.

б) Аморальные поступки будут происходить всегда, незави­симо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить.

4. а) В конце концов к людям приходит заслуженное признание.

6) К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнан­ными.

5. а) Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно.

б) Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств.

6. а) Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств.

б) Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности.

7. а) Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам.

б) Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими.

8. а) Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека. б) Только жизненный опыт определяет характер и поведение.

9. а) Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть того не миновать».

б) По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу

10. а) Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений.

б) Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием.

11. а) Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения.

б) Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай.

12. а) Каждый гражданин может оказывать влияние на важные государственные решения.

б) Обществом управляют люди, которые выдвинуты на ‘ общественные посты, а рядовой человек мало что может’ сделать.

13. а) Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их.

б) Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

14. а) Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие.

б) В каждом человеке есть что-то хорошее.

15. а) Осуществление моих желаний не связано с везением.

б) Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому.

16. а) Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств.

б) Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем.

17. а) Большинство из нас не может влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события.

б) Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире.

18. а) Большинство людей не понимает, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств. б) На самом деле такая вещь, как везение, не существует.

19. а) Всегда нужно уметь признавать свои ошибки.

б) Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок.

20. а) Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет.

б) Число ваших друзей зависит от того, насколько вы распо­лагаете к себе других.

21. а) В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями.

б) Большинство неудач является результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин, вместе взятых.

22. а) Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить.

б) Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому форма­лизм и бездушие не искоренить.

23. а) Иногда трудно понять, на чем основываются руководите­ли, когда они выдвигают человека на поощрение.

б) Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится.

24. а) Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решили то, что должны делать.

б) Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного.

25. а) Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

б) Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни,

26 а) Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим.

б) Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься.

27. а) Характер человека зависит, главным образом, от его силы воли.

б) Характер человека формируется, в основном, в коллективе.

28. а) То, что со мной случается это дело моих собственных рук.

б) Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направле­нии, не зависящем от моей силы воли.

29. а) Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

б) В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

Обработка результатов осуществляется по ключу в соответствии с двумя основными измерениями локуса контроля личности:

№ 1. Экстернальность: 2а, 36, 46,56,6а, 7а, 9а, 106, 116,126,136, 156,16а,17а, 18а, 20а, 21а, 226, 23а, 25а, 266,286,29а.

№ 2. Интернальность: 26, За, 4а, 5а, 66,76,96,10a, 1 la, 12a, 13а, 15а.

Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстернальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми. О направленности локуса контроля следует судить по относи­тельному превышению результатов одного измерения над другим.

Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей. Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности. В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо и ортогонально по отношению к экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интервалы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное дости­жение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повы­шению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в целом, в реальном, внешне наблюдаемом по­ведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы.

 

Склонность к зависимому поведению

(В.Д. Менделевич)

Пользуясь данной шкалой, укажите, пожалуйста, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений, ставя X в соответствующем месте. Можно давать только один ответ на каждое утверждение:

1 — совершенно не согласен(на), совсем не так;

2 — скорее не согласен(на), скорее не так;

3 — ни то ни другое; и так, и не так;

4 — скорее согласен; скорее так;

5 — совершенно согласен; именно так.

 

Утверждения

1

2

3

4

5

1. Я склонен разочаровываться в людях

 

 

 

 

 

2. Верить в приметы глупо

 

 

 

 

 

3. Часто бывает, что я обижаюсь на родителей и друзей

 

 

 

 

 

4. Нередко я опаздываю на учебу или на встречу из-за непредвиденных случайностей в пути

 

 

 

 

 

5. Окружающие часто удивляют меня своим поведением

 

 

 

 

 

6. Мои родители часто пытаются обращаться со мной как с маленьким ребенком

 

 

 

 

 

7. Я люблю планировать свое время до мелочей и с точностью до минут

 

 

 

 

 

8. Мне кажется, что я чувствую происходящее вокруг более остро, чем другие

 

 

 

 

 

9. Родители сами виноваты, что их дети начинают принимать наркотики

 

 

 

 

 

10.Для меня не существует абсолютных авторитетов

 

 

 

 

 

11. В детстве был период, когда я страстно любил что-либо подсчитывать (количество окон, ступеней…)

 

 

 

 

 

12. Если бы родители и другие взрослые больше бы говорили с детьми о вреде наркотиков, то мало кто становился бы наркоманом

 

 

 

 

 

13.Мне легче перенести скандал, чем однообразную размеренную жизнь

 

 

 

 

 

14. Я верю в порчу и сглаз

 

 

 

 

 

15.Прежде, чем что-либо предпринять, я стараюсь

предусмотреть все опасности, которые могут подстерегать меня

 

 

 

 

 

16.Если я чем то увлеченно занят(-а), то часто даже не замечаю, что происходит вокруг

 

 

 

 

 

17.Я живу и поступаю в соответствие с поговоркой: «Надейся на лучшее, но готовься к худшему».

 

 

 

 

 

18.Меня нелегко убедить в чем бы то ни было

 

 

 

 

 

19.Меня нередко обманывали (обманывают)

 

 

 

 

 

20.Неизвестность для меня очень мучительна и тягостна

 

 

 

 

 

21.Меня раздражает, когда на улице, в магазине или в транспорте на меня пристально смотрят

 

 

 

 

 

22.Жизнь малоинтересна, когда в ней нет опасностей

 

 

 

 

 

23.Я не уважаю тех, кто отрывается от коллектива

 

 

 

 

 

24.Некоторые люди одним прикосновением могут исцелить больного человека

 

 

 

 

 

25.Жизнь должна быть радостной, иначе незачем жить

 

 

 

 

 

26.Я хорошо ориентируюсь во времени и, не глядя на часы, могу точно сказать, который сейчас час

 

 

 

 

 

27.Если я хочу что-нибудь сделать, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я готов отказаться от своих намерений

 

 

 

 

 

28.В детстве я часто отказывался оставаться один

 

 

 

 

 

29.Мне нередко бывает скучно, когда себя нечем занять

 

 

 

 

 

30.В жизни надо попробовать все

 

 

 

 

 

31.Я легко могу заснуть в любое удобное время (и ночью и днем)

 

 

 

 

 

32.После того, как я схожу в лес за грибами, у меня долго перед глазами могут сохраняться воспоминания о грибах

 

 

 

 

 

33.Я люблю помечтать о том, на что я потрачу возможный будущий выигрыш в лотерее, как поступлю с обещанным подарком

 

 

 

 

 

34.Часто думаю: «Хорошо бы стать ребенком»

 

 

 

 

 

35.Мне часто трудно находить правильные слова для моих чувств

 

 

 

 

 

36.Для меня несложно дать знакомому денег взаймы на покупку спиртного

 

 

 

 

 

37.Я склонен жить, стараясь не отягощать себя раздумьями о том, что может произойти со мной в будущем

 

 

 

 

 

38.Я люблю, когда гадают на картах или по руке

 

 

 

 

 

39. Мне хорошо удается копировать мимику и жесты других людей

 

 

 

 

 

40.Когда меня будят ночью или рано утром, то я долго не могу понять, что происходит вокруг

 

 

 

 

 

41.Музыку я люблю громкую, а не тихую

 

 

 

 

 

42.У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение

 

 

 

 

 

43.Человек должен стараться понимать свои сны, руководствоваться ими в жизни и извлекать из них предостережения

 

 

 

 

 

43.Меня трудно застать врасплох

 

 

 

 

 

45.Все известные мне «чудеса» объясняются очень просто: обман и фокусы

 

 

 

 

 

46.Меня считают наивным человеком, поскольку мне часто случается попадать впросак

 

 

 

 

 

47.Наркотики бывают «легкими», и они не вызывают наркомании

 

 

 

 

 

48.Я иногда чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставлял меня совершать какие-либо поступки

 

 

 

 

 

49.Мои знакомые считают меня романтиком

 

 

 

 

 

50.Я верю в чудеса

 

 

 

 

 

51.Даже психически здоровый человек иногда не может отвечать за свои поступки

 

 

 

 

 

52.Меня часто озадачивает поведение и поступки людей, которых я давно знаю

 

 

 

 

 

53.Никому нельзя доверять — это правильная позиция

 

 

 

 

 

54.Самое счастливое время — это молодость

 

 

 

 

 

55.В детстве я боялся, что мама может бросить меня, уйти из дома и не вернуться

 

 

 

 

 

56.Я склонен лучше помнить неприятные события, происшедшие со мной в действительности, чем собственные прогнозы по поводу возможности таких событий

 

 

 

 

 

 

57.Я люблю советоваться с друзьями (или взрослыми), как поступить в сложной ситуации

 

 

 

 

 

58.Я бы согласился пожить пусть мало, но бурно

 

 

 

 

 

59. Я бы мог на спор ввести себе в вену наркотик (героин)

 

 

 

 

 

60.Часто меня не оценивали по заслугам

 

 

 

 

 

61.Я всегда точно могу сказать, сколько денег я потратил и сколько у меня осталось

 

 

 

 

 

62.В детстве я долго не мог привыкнуть к детскому саду (яслям) и не хотел туда из-за этого ходить

 

 

 

 

 

63.Своим друзьям или подругам я доверяю полностью и убежден, что они меня никогда не обманут и не предадут

 

 

 

 

 

64.Опасность употребления наркотиков явно преувеличена

 

 

 

 

 

65.О жизни все-таки мало ярких событий

 

 

 

 

 

66.Я не люблю длительные поездки в поезде или на автобусе

 

 

 

 

 

67.Меня раздражает грязное стекло, потому что весь мир тогда кажется грязным

 

 

 

 

 

68.Когда мне скучно я обычно ложусь спать

 

 

 

 

 

69.Часто родители упрекают меня в том, что я слушаю излишне громкую музыку

 

 

 

 

 

70.Очень мучительно чего-либо ждать

 

 

 

 

 

71.Я мог бы после некоторых предварительных объяснений управлять маленьким самолетом

 

 

 

 

 

72.Я нередко просыпаюсь утром за несколько секунд или минут до звонка будильника

 

 

 

 

 

73.Если бы случился пожар и мне надо было бы из окна пятого этажа прыгнуть на развернутый пожарниками тент, я бы сделал это не задумываясь

 

 

 

 

 

 

74.Мне жалко наивных людей

 

 

 

 

 

75.Меня смущает, когда люди долго и пристально смотрят мне в глаза

 

 

 

 

 

76.Рисковать всем, например в казино, могут только сильные люди

 

 

 

 

 

77.В том, что подросток становится наркоманом, виноваты те, кто продает наркотики

 

 

 

 

 

78.Я люблю очень быструю, а не медленную езду

 

 

 

 

 

79.Я доверяю предсказаниям гороскопов и следую содержащимся в них рекомендациям

 

 

 

 

 

80.Меня очень интересуют лотереи

 

 

 

 

 

81.Прогнозировать будущее — бесполезное дело, т.к. многое от тебя не зависит

 

 

 

 

 

82.Я способен с легкостью описывать свои чувства

 

 

 

 

 

83.У меня в жизни бывали случаи, когда я что-то делал, а потом не помнил, что именно

 

 

 

 

 

84.Считаю, что любопытство не порок

 

 

 

 

 

85.Бывают, что меня пугают люди с громким голосом

 

 

 

 

 

86.У меня было (есть) много увлечений (интересов, хобби)

 

 

 

 

 

87.Когда я остаюсь дома, то мне часто бывает не по себе от одиночества

 

 

 

 

 

88.Я не суеверен

 

 

 

 

 

89.Мне говорили, что у меня неплохие способности имитировать голоса или повадки людей

 

 

 

 

 

90.Есть люди, которым я верю безоговорочно

 

 

 

 

 

91.Случается, что во время разговора с заикающимся я сам начинаю говорить сбивчиво и с запинками

 

 

 

 

 

92.Самое тягостное в жизни — это одиночество

 

 

 

 

 

93.Если я начинаю играть в какую-нибудь игру, то меня нередко нелегко оторвать от нее

 

 

 

 

 

94.Бывает, что я могу сделать назло то, что мне самому окажется невыгодным

 

 

 

 

 

95.Меня всегда притягивала и притягивает таинственность, загадочность, мистика

 

 

 

 

 

96.Бывало, что я на улице соглашался на игру с «наперсточниками»

 

 

 

 

 

97.Я знаю многих ребят, кто употребляет или употреблял наркотики

 

 

 

 

 

98.Я, как правило, ставлю будильник так, чтобы не только все успеть сделать до ухода из дома, но и иметь несколько минут в запасе

 

 

 

 

 

 

99.В своей жизни я часто сталкиваюсь(лся-лась) с невообразимым стечением неблагоприятных обстоятельств

 

 

 

 

 

100.Я готов полностью подчиниться и даже доверить свою судьбу, но только тому, кого действительно уважаю

 

 

 

 

 

101.Я люблю рисковать

 

 

 

 

 

102.Среди моих знакомых есть люди, которые обладают даром убеждать

 

 

 

 

 

103.Меня часто невозможно оторвать от интересного дела, игры, занятия

 

 

 

 

 

104.Я мог бы прыгнуть с парашютом

 

 

 

 

 

105.Мне все-равно, что обо мне думают окружающие

 

 

 

 

 

106. Меня многое в жизни удивляет

 

 

 

 

 

107.Я могу переспорить кого угодно

 

 

 

 

 

108.Я вошел бы вместе с укротителем в клетку со львами, если бы он мне сказал, что это безопасно

 

 

 

 

 

109.Если меня о чем-то просят, мне трудно отказать

 

 

 

 

 

110.Мне легче придумать свои собственные примеры, чем выучить наизусть примеры из учебника

 

 

 

 

 

111.Мне никогда не бывает скучно

 

 

 

 

 

112.Часто я сам от себя не ожидаю какого-либо поступка

 

 

 

 

 

113.В детстве у меня какое-то время были тики или разнообразные повторяющиеся движения

 

 

 

 

 

114.Я люблю помечтать о том, на что я потрачу возможный будущий выигрыш в лотерее, как поступлю с обещанным подарком

 

 

 

 

 

115.Меня влечет все новое и необычное

 

 

 

 

 

116.Со мной нередко бывают «несчастные случаи» и всяческие происшествия

 

 

 

 

 

 

Ключ к тесту «Склонность к зависимому поведению»

Оценка результата теста:

А) Прямые вопросы (баллы подсчитываются в соответствие с отмеченными испытуемым):»5″-5, «4»-4, «3»-3, «2»-2, «1»-1;

Б) Обратные вопросы (баллы подсчитываются наоборот): «5»-1,»4″-2,»3″-3,»2″-4,»1″-5. Обработке подвергаются лишь ответы на вопросы, отмеченные в таблице № 1. Ответы на иные вопросы не обрабатываются.

Таблица 1

№ Прямых вопросов

№ Обратных вопросов

№ Прямых вопросов

№ Обратных вопросов

1

2

3

21

3

12

5

29

4

29

14

38

16

30

15

41

19

41

16

44

24

45

17

64

26

53

19

65

48

61

20

67

50

65

24

75

52

67

26

77

54

69

30

82

59

72

43

 

76

77

48

 

79

78

76

 

80

81

79

 

89

86

84

 

91

112

91

 

96

114

95

 

97

 

97

 

100

 

100

 

107

 

107

 

110

 

112

 

116

 

113

 

 

Таблица 2

Зависимости

Признаки тенденции

Признаки повышенной склонности

Признаки высокой вероятности

Наркозависимость

98

107

116

Алкогольная зависимость

99

105

111

 

Максимальные баллы: по наркозависимости — 205, по алкогольной зависимости — 175.

 

Анкета социологического исследования осужденных подростков

(Е.П. Морина, МУ «Социум» г. Волгоград)

 

1. Считаете ли Вы себя достаточно информированными о жизни и событиях страны, города?

01 да; 03 скорее нет, чем да;

02 скорее да, чем нет; 04 нет.

 

2. Как Вы думаете, при каких условиях человек может успешно прожить в наше время?

01 соблюдение законов; 04 наличие выгодных связей;

02 стремление много работать, 05 способность обходить законы

не лениться;

03 наличие хорошей специальности; 06 другое (кажите, что именно)

 

3. Способны ли Вы в настоящее время самостоятельно,

считаясь с требованиями ситуации и окружающих регулировать свое поведение?

01 да 02 нет

 

4. Контролировать настроение? 01 да 02 нет

 

5. Смогли бы Вы вновь совершить преступление?

01 да; переход к вопросу 6 04 нет;

02 скорее да, чем нет; 05 затрудняюсь ответить

03 скорее нет, чем да; переход к вопросу 7

 

6. Что может подтолкнуть Вас к преступному деянию?

01 угроза личной безопасности; 04 голод, нищета, лишения;

02 угроза безопасности близких; 05 незаконное действие властей в

03 угроза безопасности друзей; отношении моих личных прав;

06 другое (укажите, что именно) _____

 

7. Как Вы считаете, потребуется ли Вам в ближайшее время социальная помощь?

01 да; переход к вопросу 8 03 скорее нет, чем да

02 скорее да, чем нет; 04 нет.

 

8. В какие ведомства и учреждения Вы, прежде всего, обратитесь для решения своих проблем по освобождении? (Возможно несколько вариантов ответа)

01 здравоохранение; 05 комитеты социальной защиты;

02 центр занятости; 06 другие (укажите, что именно)

03 образование; 07 никуда не обращусь.

04 органы внутренних дел;

 

9. Хотели ли бы Вы продолжить свое образование?

01 да; 02 нет.

 

10. Какую специальность Вы хотели бы освоить? (укажите)

_________________________________________

 

11. Жизнь человека в значительной степени определяется тем, какие ценности являются для него наиболее значимыми. Присвойте порядковый номер по степени значимости перечисленным ценностям:

( ) 01 здоровье;

( ) 02 любовь;

( ) 03 материальное благополучие;

( ) 04 образование;

( ) 05 работа;

( ) 06 взаимоотношения в семье;

( ) 07 собственность;

( ) 08 предприимчивость;

( ) 09 религия;

( ) 10 политика;

( ) 11 семья;

( ) 12 свобода;

( ) 13 друзья;

( ) 14 патриотизм;

( ) 15 жизнь.

 

12. Как бы Вы оценили свое психологическое состояние за последний месяц?

(Укажите один вариант ответа)

01 безысходность, отчаяние, страх; 04 душевный комфорт;

02 озабоченность, тревога, тоска; 05 оптимистичность, спокойствие;

03 нормальное, ровное состояние; 06 другое (кажите, что именно)

 

13. Можете ли Вы сказать, что в течение последних 6 месяцев Вы были встревожены больше, чем обычно?

01 да; переход к вопросу 14; 02 нет; переход к вопросу 15;

03 затрудняюсь ответить.

 

14. Чем вызвана эта тревога?

01 неумением решать возникающие проблемы; 04 опасение не оправдать

02 опасение оказаться в незнакомой ситуации; своих надежд;

03 опасение за свою судьбу 05 другое

 

15. Предполагается, что после освобождения Вы:

01 вернетесь в семью; 04 затрудняюсь ответить;

02 будете жить самостоятельно; 05 другое (укажите, что именно)

03 вернетесь к прежним друзьям;

 

16. Ваш возраст (полных лет) ______________________

17. Укажите название Вашего района, область ______________________

 

Анкета определение ближайшего окружения подростка

(Е.П. Морина, МУ «Социум» г. Волгоград)

 

Ф.И.____________________________________________________

1. Ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми? ____________ (с кем) _____________________________________________________________________________

Ощущаешь ли ты потребность в общении со сверстниками?___________ (с кем) _____________________________________________________________________________

2. Чувствовал(а) ли ты когда-нибудь, что тебе легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями? ___________ (с кем) _______________________________________________

3. Чье внимание для тебя важнее всего независимо от того, как на самом деле тебя понимает этот человек? ________________________________________________________ 4. С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации? _____________________________________________________________________________ 5. Если бы возникла ситуация, что ты не можешь вернуться домой, где бы ты переночевал?

_________________________________________________________________________­­­­____

6. Есть человек, которому бы ты доверил хранение своих вещей?

_____________ (кто этот человек) _______________________________________________ 7. К тебе можно обратиться за советом, помощью?

____________ (кто это может сделать) ___________________________________________

8. Можешь ли ты отказать в поддержке?_________(кому)___________________________

9. Ощущаешь ли ты поддержку других? _________________________________________

10. Какие специалисты необходимы тебе в реализации твоих планов? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Карта наблюдений

 

Ф.И.О. учащегося _______________________________________Класс____________

 

Содержание наблюдений

Нет

Иногда

Часто

1

Учебная деятельность:

равнодушие;

нежелание учиться;

низкая успеваемость;

затруднения в усвоении учебных программ;

систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:

изоляция;

противопоставление себя коллективу;

положение дезорганизатора;

положение вожака микрогруппы, состоящей из трудных учащихся.

Отношение к другим детям:

жестокое обращение со слабыми и младшими;

пренебрежительное отношение к сверстникам;

принадлежность к различным молодежным группам

 

 

 

3

Взаимоотношения со взрослыми:

С учителями:

конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

грубость;

бестактность;

ложь;

С родителями:

конфликтный характер;

ложь;

грубость, хамство

 

 

 

4

Проведение свободного времени:

не занимается в кружках и секциях;

проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);

употребляет спиртные напитки;

курит;

зарабатывает себе на жизнь

 

 

 

5

Отношение к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников):

незнание своих способностей и возможностей;

профессиональная неопределенность;

неразвитость тех черт личности, которые необходимы для выбранной профессии.

Отношение к труду:

отрицательное отношение;

невыполнение трудовых обязанностей в школе и дома;

недобросовестное отношение

 

 

 

6

Поведение и поступки.

В школе:

прогулы;

нарушение требований школьной дисциплины;

нецензурная брань;

жаргонная речь;

порча школьного имущества;

срыв уроков;

драки.

В семье:

побеги из дома;

невыполнение домашних обязанностей;

непослушание;

ложь;

Противоправные поступки:

бродяжничество;

попрошайничество;

азартные игры;

употребление наркотиков;

проституция;

воровство;

вымогательство;

порча имущества;

нанесение телесных повреждений (драка)

 

 

 

 

 

 

Задание 2. По результатам диагностики составьте заключение.

 

1. Особенности трудной жизненной ситуации клиента (в том числе наличие кризиса) _______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Используемые копинг-стратегии _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неиспользуемые копинг-стратегии _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характер копинга (конструктивный, неконструктивный, эффективный) _

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Эмоционально-личностные характеристики (наличие агрессии, депрессивных тенденций и т.д.)___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Особенности поведения (наличие отклоняющегося поведения, особенности адаптации) _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Выберите любую региональную (муниципальную) программу социальной работы с группой молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Проведите ее анализ по следующей схеме:

 

Проблема: _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель: _________________________________________________________

______________________________________________________________

Задачи: _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Целевая группа (в том числе категории молодежи) __________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основное содержание: __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные технологии работы : ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Показатели реализации программы: _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваше мнение о программе (соответствие цели, задач, направлений и т.д., целесообразность, эффективность, добавления, предложения) _________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *