27.02.2017 / by maximios / Всякое / No Comments

Методика написания и защиты дипломов



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АБАЯ

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра методики преподавания изобразительного искусства, музыки и хореографии

 

 

 

М.Э. Султанова

 

 

 

 

МЕТОДИКА ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

(для очного и заочного отделений)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2011

Методика оформления и защиты дипломной работы (для очного и заочного отделений). – Алматы: КазНПУ им. Абая, 2011. — с.

 

 

 

 

 

Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов всех художественных специальностей очной и заочной форм обучения. Рекомендации представляют собой совокупность аспектов, необходимых для успешной защиты дипломных проектов (курсовых работ, пояснительных записок) по теоретическим дисциплинам.

Рекомендуется к изучению студентами в процессе подготовки к защите, а также научным руководителям с целью достижений наилучших результатов при руководстве научно-исследовательской деятельностью дипломников.

 

 

Рецензенты:

 

Михайлова Н.А., к.п.н., зав. кафедрой графики и дизайна ХГФ КазНПУ имени Абая.

Батурина О.В., к. иск. зав. НПЦПВО КазНАИ имени Т.Жургенова

 

 

Утверждено на заседании кафедры «Методика преподавания изобразительного искусства, музыки и хореографии»

(Протокол № от 2011 г.)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

Часть 1. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И НАКОПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

0.1. Выбор темы…………………………………………………….

0.2. Накопление и отбор научного материала…………………….

.

Часть 2. РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ ………………..………………

2.1. Общая структура работы…………………………………………

2.2. Основная часть……………………………………………………

Часть 3. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ…………………………

Часть 4. ПРОЦЕСС ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ……………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Современность требует от нас желания и умения идти с ней в ногу. Профессионализм и компетентность – необходимые качества для успешной карьеры и творческого роста. Образование перестало быть явлением, имеющим четкие временные границы, свойственные какому-то определенному возрасту. Это процесс, который продолжается всю жизнь и совершенствующийся на каждом ее этапе.

   Еще до окончания учебы студентам любой художественной специальности необходимо научиться правилам выполнения курсовой работы. Дипломникам, выбравшим практическую специальность, также требуется грамотная пояснительная записка, которая отличается от диплома только количеством страниц. Для студентов, избравших путь науки, курсовая работа может стать основой будущего дипломного проекта.

   У всех будущих специалистов, кем и являются студенты, уже на начальной стадии работы над дипломом, обычно появляется множество вопросов, относящихся к правилам его написания, порядку оформления и процессу защиты. В связи с этим, целью данных методических рекомендаций является помощь в преодолении подобных трудностей.

Дипломная работа — документ, представляющий собой итоговую квалификационную работу, содержащую результаты самостоятельного научного исследования по определенной теме.

Настоящее пособие есть попытка исследовать весь процесс выполнения дипломного проекта: от самого раннего этапа, характеризующимся выбором темы до непосредственно публичной защиты квалификационной работы.

Подобное исследование должно иметь строго индивидуальный характер.

Диплом пишется на казахском или русском языке, в зависимости от потока, где обучается студент.

От выпускника не требуется столь серьезных открытий как от соискателей научных степеней, но его работа должна свидетельствовать о глубоком понимании поставленной перед ним задачи, иметь логическое единство и являться своеобразным личным вкладом в науку.

Особую роль играет актуальность разрабатываемой темы и возможность сопрягать уже устоявшиеся научные взгляды с новаторскими разработками.

Непременным условием успешной защиты является соответствие содержания работы ее названию, в котором отражена основная научная проблема.

Ядром работы должен быть однозначно новый материал, являющийся своего рода открытием на уровне выпускника бакалавриата и отражающий прогрессивность его мышления.

Обязательным моментом должна быть информация о практическом использовании наработанных автором научных сведений и результатов в работах, имеющих прикладной характер. А также возможность опоры на определенные научные умозаключения в работах сугубо теоретического направления.

Оформление материала должно соответствовать характеру и специфике такого рода деятельности как подготовка квалификационной работы и иметь высокий научный слог, сдержанный логичный стиль речи и стройность изложения.

 

Таким образом, можно определить следующие задачи дипломного проекта как квалификационной работы:

систематизация, закрепление, углубление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении научных и практических задач;

развитие навыков самостоятельной научной работы и овладение методикой проведения исследований;

выяснение подготовленности студентов к дальнейшей работе, а для желающих или рекомендованных к продолжению учебы в магистратуре — подтверждение обоснованности рекомендации;

принятие решений по исследуемым проблемам;

 

 

ЧАСТЬ 1

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И НАКОПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

 

   Накопление научных фактов в процессе исследования – всегда творческий процесс, в глубине которого всегда находится замысел ученого, его идея. Поэтому залогом успешной работы является творческий подход, а именно — готовность к восприятию новых фактов, определенная смелость, фантазия и использование научно-технических достижений.

У студентов, впервые столкнувшихся с необходимостью научного исследования, возникает множество вопросов методологического характера. В отсутствие нужного опыта, им очень трудно организовать свою работу. Поэтому важно на самом раннем этапе деятельности правильно уяснить основные этапы, их задачи и требования.

   Подготовка к написанию и сбор научного материала имеют фундаментальное значение для всей работы в целом. Так как это слишком объемная работа, логично представить ее в виде нескольких основных этапов.

1.1. Выбор темы

   Правильно выбранная и сформулированная тема исключительно важна, так как согласно многолетней практике, это половина успешной работы. Здесь чрезвычайно ответственна роль научного руководителя, ввиду необходимости учесть многие нюансы, к примеру, такие как психологический настрой молодого исследователя.

Среди дипломников могут быть энергичные, уверенные в своих силах и твердо представляющие свое научное направление ребята, но есть и пассивные, замкнутые, не верящие в свои возможности студенты, которые часто высказывают мысли о том, что не видят определенного смысла в той или иной теме. Корректное отношение и профессиональное мастерство научного руководителя смогут обеспечить успешные результаты работы в обоих случаях.

Возможны три тактики выбора темы.

1. Дипломник выбирает тему из списка, предлагаемого кафедрой; научным руководителем становится тот преподаватель, который предложил данную тему для работы.

2. Дипломник сначала выбирает научного руководителя и с ним решает вопрос о том, по какой теме будет писать диплом.

3. Студент сам определяет проблему и находит научного руководителя, занимающегося данной темой; формулировка темы дипломной работы уточняется совместно. Предлагая собственную тему, студент должен проконсультироваться у предполагаемого руководителя.

Утвердившись с темой исследования, студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой. (Приложение 1)

Темы могут быть традиционные и новые. В любом случае их разработка сопряжена с нелегкой поисковой, аналитической, практической и теоретической деятельностью. Опыт показывает, что поэтапное углубление одной и той же темы залог успешного исследования, так как частая смена исследовательских интересов не способствует хорошей специальной подготовке и осложняет выполнение дипломной работы.

Типичная ошибка стремление охватить все сразу. Чтобы достичь хороших результатов, необходимо:

сформулировать тему узко и конкретно;

точно выделить в ней предмет исследования;

определить хронологические рамки исследования;

в рассмотрении проблемы опираться на соответствующий творческий и исследовательский опыт.

Далее, на заседании кафедры утверждаются темы дипломных работ, научные руководители, а также места прохождения преддипломной практики. При этом учитываются пожелания студентов, в особенности, если они ранее работали под руководством определенного преподавателя. Заведующий кафедрой обеспечивает равномерность распределения нагрузки по руководству написанием дипломных работ. В случае превышения учебной нагрузки предполагаемого научного руководителя заведующий кафедрой имеет право назначить другого преподавателя кафедры по руководству написанием конкретной дипломной работы и изменить предложенную студентом тему.

Проект приказа с указанием данных студентов, утвержденных тем, научных руководителей, а также мест прохождения преддипломной практики за подписью заведующего кафедрой передается методистом в УМО. Полученные от кафедры сведения о темах дипломных работ для каждого студента, научных руководителях, а также местах прохождения преддипломной практики оформляются особым приказом.

После утверждения темы студент обращается к научному руководителю для согласования плана, порядка и сроков подготовки дипломной работы, для уточнения программы преддипломной практики.

Научный руководитель дипломной работы:

дает оценку и вносит коррективы в предложенный студентом проект рабочего плана дипломной работы, разбивки на главы и параграфы, их примерные объемы, сроки представления в первом варианте;

проверяет, насколько обстоятельно подобраны студентом научная литература и другие источники по теме, помогает выделить наиболее важные из них; ориентирует студента на составление полной библиографии по теме, изучение практики и т.д.;

в дни консультаций, а по необходимости и чаще, беседует со студентом о ходе работы, о возникших затруднениях;

формулирует задания для преддипломной практики — для студентов; дает советы по сбору материалов для их использования при написании работы;

проверяет выполнение дипломной работы по частям и в целом.

Кафедра может заслушивать сообщения научных руководителей о ходе подготовки студентами дипломных работ и прохождении преддипломной практики. По этим вопросам студенты при необходимости приглашаются на заседание кафедры или на беседу к ее заведующему.

Обсуждение хода исследования и его результатов – очень ответственный этап работы. Это происходит обычно на заседании профилирующей кафедры, где дипломник делает отчет о реализации своих планов и где дается предварительная оценка всей деятельности членами кафедры в виде отзыва, должным образом запротоколированного в текущей документации.

 

1.2. Накопление и отбор научного материала

Как рассматривалось выше, наличие актуальной, интересной темы и четкий рабочий план являются своего рода «краеугольным камнем» будущего исследования. Дальнейшим логически верным шагом будет поиск и сбор нужной информации по теме. С этой целью, правильно будет начать свою работу с библиотечного каталога. В большинстве случаев, студентам-дипломникам до этих пор не доводилось заниматься такого рода деятельностью и они с трудом представляют себе цели и сам процесс подобной работы. Результатом этих изысканий должна быть картотека, составленная из всех возможных источников, содержание которых связано с темой диссертации. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы (диссертации, авторефераты, отчеты о научно-исследовательских работах, монографии и т.д.), архивные материалы и документы редкого фонда.

Изучение научных материалов – серьезная и кропотливая работа. Аналитическое чтение с карандашом в руках есть единственно возможный способ работы со специальной литературой. Информация, имеющая непосредственное отношение к теме является наиболее ценной и полезной для дипломника. Попутно следует сразу отмечать какие материалы, откуда извлекаются с целью правильного оформления сносок и ссылок на первоисточник. Начинающему исследователю необходимо опираться только на научные факты, которые характеризуются такими свойствами как новизна, объективность и достоверность. Поисковая работа расширяет интеллектуальный горизонт дипломника, учит его работать с источниками справочного, энциклопедического характера, критически воспринимать прочитанное, извлекать действительно важные на его взгляд аргументы и обрабатывать те огромные объемы информации, с какими он никогда прежде не сталкивался.

 

ЧАСТЬ 2

РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ

 

2.1. Общая структура работы

Учитывая, что дипломная работа является квалификационным трудом, наряду с очевидной теоретической ценностью важным также является наличие общеметодической подготовки, о чем свидетельствует, прежде всего, структура самой работы.

Следует придерживаться определенной логической структуры, которая является общей для любого вида квалификационной научной работы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы

2. Формулировка цели и конкретных задач работы

3. Определение объекта и предмета исследования

4. Характеристика методики исследования

5. Описание хода работы (основная часть)

6. Обсуждение работы

7. Выводы, результаты исследования и оценка проделанной работы

Хотя не существует какого-то абсолютного стандарта композиции научного произведения, и каждый автор волен сам установить порядок изложения своего исследования, все же традиционно определилась нижеследующая общая структура:

1. Обложка

2. Титульный лист

3. Содержание

4. Введение

5. Основной текст (главы, параграфы)

6. Заключение

7. Список использованных источников

8. Приложения (если они имеются)

Обложка содержит следующие сведения:

1. Полное наименование министерства, вуза

2. «Дипломная работа»

3. Наименование места и год выполнения (Приложение 2).

Титульный лист есть первая страница работы, и имеет строго определенную форму:

1. Полное наименование вуза, название факультета, название выпускающей кафедры, например, «Кафедра графики и дизайна»

2. Наименование темы дипломной работы

3. Фамилия, имя и отчество автора работы в именительном падеже с указанием курса и отделения (очное, заочное); должность, ученую степень, фамилию и инициалы научного руководителя, заведующего кафедрой и рецензента

4. Графу «дата защиты и оценка»;

5. Место и год защиты (Приложение 3).

Содержание включает перечисление частей работы, начиная от введения и кончая приложениями, с указанием страницы начала каждой части.

По оглавлению можно предварительно судить об актуальности исследования, глубине анализа, широте изучения вопросов темы, её особенностях, поэтому его построению и формулировке следует уделить самое серьезное внимание.

   После титульного листа помещается Содержание, в котором приводятся все заголовки диссертации и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно соответствовать заголовкам в тексте. Сокращать, нарушать последовательность категорически нельзя.

   Заглавия одинаковых по значимости рубрикаций надо располагать друг под другом. Заголовки каждых последующих ступеней смещают на три – пять знаков влево по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

   Все заглавия начинают с прописной буквы без точки на конце.

Нумерация рубрик осуществляется по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами (Приложение 4).

   Введение, как правило, содержит актуальность выбранной темы, цели и задачи исследования, определяет объект и предмет изучения, характеризует методы работы и формулирует прикладную и теоретическую ценность полученных результатов. Это очень ответственная часть работы, так как имеет ориентационные и квалификационные характеристики, поэтому следует рассмотреть ее более подробно.

Обоснование темы или постановка проблемы состоит из описания проблемы и её актуальности. Проблема это заявка, постановка тех вопросов, которые требуют своего разрешения и на которые будут даны ответы в дипломном исследовании. Обычно указывается на наличие ряда нерешенных проблем, из которых выделяется одна и объясняется, почему рассматривается именно она. Актуальность указание причин или факторов, благодаря которым возникает необходимость в данной работе.

Смысл постановки проблемы заключается том, чтобы убедить остальных в том, что работа имеет право на существование, доказать, что проблема реально существует, а не является плодом фантазии; показать, что есть необходимость, всеобщая заинтересованность в ее решении; доказать читателю, что результаты работы будут полезны (в теоретическом и практическом смыслах), что они стоят того, чтобы писать ради них исследование, тратить время и силы. Существует несколько способов обоснования темы:

адресовать читателя к жизненным явлениям, к реальным фактам в избранной сфере деятельности, сослаться на интерес к этому в прессе;

сослаться на научные исследования, в которых обсуждалась выбранная проблема. В данном случае постановка вопроса может совместиться с литературным обзором;

привести какие-то социологические, статистические данные (например, результаты опроса по данной проблеме) как доказательство наличия проблемы, что поможет понять ее составляющие и способствует решению.

Актуальность выбранной темы — важнейший и специфический начальный этап работы. Особенность состоит в том, что поскольку диплом является квалификационной работой, то умение автора увязать выбранную тему, ее понимание и перспективы дальнейшего изучения со своевременностью, могут служить наглядными доказательствами определенной научной зрелости и профессиональной подготовленности магистранта. Характеристика актуальности не должна быть многословной. В рамках одной стандартной страницы следует показать сущность проблемной ситуации, что и есть непосредственно актуальность темы.

Актуальность – непременное требование, выдвигаемое к любой диссертации, и является показателем зрелости и профессиональной подготовленности. В рамках 1-2 страниц дипломнику следует продемонстрировать границы между знанием и незнанием о предмете исследования и соответственно сформулировать научную проблему.

От этого будет вполне разумным перейти к постановке цели данного исследования, и конкретизировать задачи. Цель то, чего автор намерен достичь в своей работе. Обычно формулируется как «раскрытие» проблемы. Делать это нужно как можно более внимательно, ибо процесс их решения и есть основное содержание глав диссертации.

Задачи то, что необходимо сделать в работе, чтобы достичь цели; средства, пути, которыми она достигается. Обычно задачи формулируются способами, через которые осуществляется рассмотрение проблемы. Следует серьезно подойти к формулировке задач, так как их решение будет составлять костяк самой работы. Лучше делать это в форме перечисления (охарактеризовать…, объяснить…, классифицировать…, разработать и т.д.).

Затем выясняются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию избранное для изучения. Предмет — это то, что находится в границах объекта. Они соотносятся между собой как общее и частное.

Непременным элементом введения является определение методов исследования, что есть инструмент для извлечения фактического материала для диссертации. Методы исследования и есть своеобразная теоретическая платформа основные исходные положения, опираясь на которые, автор строит собственные рассуждения. Она предполагает указания на научные произведения или школы, взгляды которых близки студенту. Здесь же указываются используемые методы: описательный, историко-сравнительный, сравнительно-типологический, культурологический (историко-культурный), социологический, контент-анализ или какие-либо другие.

Литературный обзор посвящается обзору и анализу литературы по данной проблеме. Здесь проводится анализ ситуации в избранной для исследования области рекламы, обосновываются новые пути решения соответствующих проблем. Главный вопрос этой главы: «Освещалась ли вообще ваша проблема до вас и если рассматривалась, то как?».

В литобзоре решаются следующие задачи:

обозначается место, которое занимает выбранная проблема среди других проблем;

обнаруживается предыстория решения обозначенной проблемы: кто и что делал, какие достижения имеются, какова успешность предпринимавшихся попыток, в чем кроются причины неудач и пр.; выявляются степень изученности, новизна проблемы;

освещается теоретическая значимость проблемы;

демонстрируется осведомленность в литературе по данной теме.

Вышеозначенный литературный обзор не следует путать со списком использованных литературных источников, помещающимся в конце работы, так как это принципиально разные вещи. И если последний рассматривается как возможность показать количество источников, привлекавшихся к работе над дипломом (пояснительной запиской, курсовой работой), то краткий обзор, содержащийся в вводной части призван продемонстрировать умение систематизировать, критически осмыслять, оценивать сделанное ранее и выделять главные моменты для решения своей конкретной проблемы.

Если дипломник не способен предоставить такие данные, то он не имеет морального права вести исследование, не являющееся актуальным и нужным.

Новизна то, что нового вносит работа в теорию и практический анализ проблемы. Новыми могут быть тема (проблема), если к ней обращаются впервые, а также метод (подход) исследования.

Практическая значимостьэто прикладное значение работы.

Порядок всех составляющих Введения может свободно варьироваться, исходя из логики рассуждения, которая может быть разной. Их раскрытие может быть дано как ответы на следующие вопросы: «Что я рассматриваю? (объект, предмет); «Почему я это рассматриваю?» (актуальность, новизна): «Как я это рассматриваю?» (проблемный срез, задачи, основные категории, метод); «Зачем (для чего) я это рассматриваю?» (цель); «Кому, зачем данная работа будет нужна, где она может быть использована?» (практическая и теоретическая значимость): «Что подвигло на написание работы, ради чего она предпринята?» (постановка проблемы).

2.2. Основная часть

Главы основной части дипломной работы подробнейшим образом рассматривают ход научного исследования и определяются результаты. Все являющееся несущественным для помещения в основную часть, выносится в раздел приложений и иллюстраций. Количество глав не ограничивается какими-то строгими нормативами, но их должно быть не меньше двух. Оптимально ввести две-три главы, так как именно в этих рамках можно построить логичное, содержательное научное исследование.

Описание хода работы – основная часть дипломного проекта (пояснительной записки, курсовой работы), где демонстрируется техника исследования и логичность умозаключений.

Текст делится на главы, главы – на параграфы. Построение глав, их очередность зависит от логики изложения. Смысловая последовательность является непременным условием научного сочинения. Каждая глава должна отличаться такими подзаголовками, которые при их прочтении позволяют судить о логике повествования, являясь своеобразным сигналом смысловой цепочки. Естественно, что один параграф вытекает из другого, одна глава — из другой. Их названия не должны повторять название сочинения. Каждая из глав и каждый параграф завершаются краткими выводами — конспективными ответами на поставленные в параграфах вопросы. Выводы могут быть оформлены в виде тезисов. На основе выводов пишется Заключение.

Первую главу обычно строят как историографическую. Независимо от того, какую именно область искусства выбирает дипломник, необходимо четко обозначить проблему, и для этого требуется ретроспективный анализ, включающий в себя историческую и культурологическую части. Чаще всего это может быть серьезный обзор существующей литературы по этой теме, способный доказать масштабность и перспективность предмета исследования.

Необходимо выстроить расположение, продумать логику изложения материала. Эту логику можно позаимствовать у известных ученых, ссылаясь на них и обязательно оформляя их высказывания должным образом во избежание такого академического преступления как плагиат.

Логику можно задать и самостоятельно. Это значит подчинить материал последовательности своей мысли, своего видения проблемы, освещать чужие взгляды со своей собственной позиции, идеи, точки зрения, которая с доказательностью развернется в следующих главах. В этом случае ваша работа будет отличаться оригинальным, творческим подходом. Логика обзора отражает логику последующего изложения в дипломной работе.

Даже если первая глава дипломной работы видится теоретической, т.е. связанной с проблемами специфики какой-то определенной области художественной деятельности и творчества в соответствии с темой, материалом, задачами работы, то в любом случае теоретическая обоснованность должна проявляться во всей работе. Каждая из глав отличается аналитическим характером, сочетающим наблюдения предшественников и свои собственные.

Следующая глава (главы) – практическая, в которой искомая проблема рассматривается на анализе конкретных фактов, явлений в искусстве. Эта глава должна отличаться доказательностью. Практическая глава – главная в исследовании: все предыдущие части курсовой и дипломной работы, пояснительной записки, являются подготовкой к ней – изучение истории, теории вопроса делается для того, чтобы применить это изучение в конкретном, практическом анализе материала, в самостоятельном раскрытии проблемы.

Итоговым моментом научного исследования являются выводы, отражающее нечто новое и особенное, что и представляет собой самостоятельные практические и теоретические наработки диссертационной работы магистранта.

Дипломная работа завершается заключительной частью, называемой «Заключение» и рассматривается как своеобразный синтез результатов всей работы. Именно здесь наглядно видно соотношение поставленных задач во введении и их решением в конце. Там же четко формулируется то самое итоговое знание, которое и есть главное научное достижение начинающего исследователя. Именно оно и выносится на публичную защиту.

Также в заключительной части должны содержаться сведения о возможности теоретического или практического применения в реальной жизни результатов данного научного труда.

Для научно-исследовательского уровня дипломника не требуется каких-то громких научных открытий или добычи фактов, способных перевернуть всю мировую науку в данной области. Дипломник должен продемонстрировать свои интеллектуальные ресурсы, внутреннюю культуру, способность заниматься научно-исследовательской работой и склонность к подобной деятельности вообще.

Далее следует список использованной литературы, который служит свидетельством самостоятельного творческого подхода к изучению специальных материалов.

Студентам важно уяснить, что в список должны включаться только те источники, которые он действительно использовал для своей работы и должным образом оформил в самом тексте в виде ссылок. Если же на какой-то источник, зафиксированный в списке использованной литературы, нет соответствующей ссылки в самой работе, то это дает право считать, что данный материал фактически не использовался в работе, что может нанести ущерб имиджу дипломника как научного работника.

Список имеет сквозную нумерацию, внутри списка возможна различная группировка записей (печатные ресурсы, неопубликованные ресурсы, электронные ресурсы, источники, словари и т.д.).

Если в список входит литература на иностранных языках, она следует за литературой на государственном или русском языках (в зависимости от языка обучения).

Анализируемые в дипломной работе издания подшивки газет, журналов, электронные издания – указываются, как правило, в конце списка – после отбивки.

   Список использованной литературы нужно оформлять в соответствии с установленными правилами (см. примеры ниже). Необходимо соблюдать принцип единообразия оформления: или нигде не указывается издательство, или указывается во всех источниках.

В состав вспомогательных указателей дипломной работы могут входить:

список сокращений;

список условных обозначений;

указатель таблиц;

указатель иллюстраций.

Все материалы, загружающие основную часть диссертации, но имеющие достаточно большое значение, образуют раздел «Приложения».

Это могут быть иллюстрации в виде репродукций, графиков или таблиц, копии подлинных документов, переписка и т.д. Все это должно быть расположено в порядке, соответственно логике содержания основной части диссертации и иметь правильно оформленные ссылки в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь тематический заголовок или номер.

Правила представлений приложений:

приложения помещают в конце дипломной работы;

каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита. Название приложения размещается ниже слова «Приложение»;

приложения должны иметь общую с составной частью дипломной работы сквозную нумерацию страниц;

на все приложения в основной части дипломной работы должны быть ссылки.

 

ЧАСТЬ 3

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ

 

Для дипломника его работа обычно является первым фундаментальным письменным трудом и поэтому вызывает определенные трудности.

Успех любой письменной работы, в том числе и дипломной работы, обусловлен ясной и понятной техникой изложения мыслей автора. Иметь светлую голову и развитые аналитические навыки не достаточно для написания научного опуса. Поэтому следует уяснить некоторые общие правила работы над рукописью дипломной работы.

Одним из важных положений является строго последовательное изложение материала. Это значит, что каждый раздел работы должен иметь логичную структуру, то есть связность повествования, и занимать определенное место в общей схеме работы.

Языку и стилю следует уделить самое серьезное внимание. Именно вышеназванные параметры дают лучшую возможность судить о культуре работы и самого автора. На языково-стилистические характеристики влияет так называемый академический этикет. Он диктует определенные требования:

Орфографическое, синтаксическое, пунктуационное, стилистически грамотное изложение материала;

Обязательное цитирование и ссылки на использованную литературу;

Смысловая законченность, целостность и связность;

Объективность изложения;

Конкретные факты и их четкая аргументация;

Оперирование научными терминами и понятиями;

Безличный монолог – основной стиль речи;

Отсутствие эмоций и экспрессий в языке;

Не рекомендуется часто использовать личные местоимения;

 

   Существует устоявшееся мнение о том, что оформление научной работы необходимо лишь на конечном этапе, после того как закончена рукопись. Эта мысль вполне привычна, но неправильна. Качественное оформление должно сопутствовать работе с самого начала, что самым существенным образом облегчает научный процесс. На завершающем этапе работы, когда объем материалов, представляется хаотической, стремительно растущей массой и появляется множество различных вопросов и проблем, грамотная организация вызывает большие трудности у диссертанта. Поэтому имеет смысл учиться соблюдать порядок оформления всей работы сразу, с самого начала.

 

Требования к объему теоретической работы и количеству
используемых источников

Курсовая работа – 25-39 страниц (не менее 7-10 литературных источников)

Пояснительная записка – 40-50 страниц без учета приложений и списка литературы (не менее 20 литературных источников)

Дипломная работа – 50-60 страниц без учета приложений и списка литературы (не менее 20-30 литературных источников)

Текст дипломной работы должен быть набран на компьютере и переплетен. Гарнитура Times New Roman, кегль 14 пт, межстрочный интервал – 1,5. Левое поле – 3 см (с учётом переплёта), верхнее и нижнее поле – 2 см, правое поле – 1см. Абзацный отступ – 1,27 см.

Текст выравнивается по ширине. Номера страниц располагаются внизу по центру. Нумерация страниц начинается с цифры 3 (со страницы «Введение»). Не забудьте расставить знаки переносов («Сервис» – «Язык» – «Расстановка переносов» – «Автоматическая расстановка переносов»).

   

Каждая новая глава печатается с новой страницы. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно составлять два интервала. Красная строка составляет 1,27 абзацного отступа. Важные положения и слова, имеющие ключевое значение можно выделить жирным шрифтом или курсивом. Выделение цветными маркерами запрещается. Готовая диссертация должна быть оформлена в твердый переплет приглушенных тонов.

Особое значение имеет грамотное оформление ссылок и цитат. Это является показателем академической и личной культуры автора и его твердой позиции неприятия плагиата, как кражи интеллектуальной собственности другого человека. Существуют общие правила ввода цитат в авторский текст:

текст цитаты заключается в кавычки и воспроизводится в той грамматической форме, в которой существует в первоисточнике;

при цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;

при непрямом цитировании, что существенно упрощает работу над текстом, надо быть предельно точным в изложении мыслей автора и сопроводить непременно ссылкой на источник;

 

Запись количественных числительных: однозначные количественные числительные пишутся словами. Например: пять лет, а не 5 лет.

Числа с сокращенным значением единиц измерения пишутся цифрами. Например: вес статуи достигал 30 кг. После сокращения «кг» не ставится точка.

Количественные числительные, представленные арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если сопровождаются существительными. Например: …текст располагался на 10 страницах, а не на 10-ти страницах.

Порядковые числительные в научных текстах пишутся цифрами. Например: 10-тонный мегалит.

Если автор оперирует римскими цифрами, например, для обозначения веков, то он обязан поступать подобным образом на протяжении всей работы.

Сокращения, используемые в текстах, должны правильно оформляться, заканчиваясь на согласную букву.

   Для иллюстративных материалов тоже существуют специальные правила оформления. Иллюстрировать диссертацию необходимо, следуя определенного общего плана, чтобы исключить случайные иллюстрации и не пропустить действительно важные. Все иллюстрации должны быть пронумерованы сквозной нумерацией. В тексте на иллюстрации делаются соответствующие ссылки с указанием порядковых номеров, под которыми они расположены в «приложении».

   Каждую иллюстрацию необходимо сопроводить поясняющей надписью, для облегчения связи между текстом и рисунком.

   Обычно подпись под иллюстрацией содержит некоторые основные аспекты:

наименование изобразительного сюжета, обозначаемого термином «Рис.»;

порядковый номер иллюстрации арабской цифрой, исключая знак №;

тематический заголовок иллюстрации, представляющий собой необходимый поясняющий текста в краткой форме;

 

   Графики и схемы, необходимые для диссертации и включаемые в «Приложения» также грамотно оформляются на бумаге стандартного размера А4 и дополняются подробными указаниями. Каждый график, карта и т.п. имеют обязательное упоминание в основном тексте.

Оформление списка использованной литературы, являющегося своеобразным ключом к материалам, используемым в работе, очень важный момент в процессе правильной организации дипломной работы (пояснительной записки, курсовой работы). Так как список отражает самостоятельную творческую работу автора и способен продемонстрировать глубину и масштабность исследования, он предусматривает правильное оформление. Существуют общие требования:

в список включаются только те источники, которые действительно использовались и на них есть конкретные ссылки;

справочники, энциклопедии, газеты и т.д. не являются главными литературными источниками и их использование в работе минимально;

источники располагаются не по алфавитному порядку фамилий авторов, а по степени использования этих источников в тексте;

иностранные источники помещают в списке после всех остальных;

При включении в общий список определенного источника, данные об этом издании оформляются специальным образом.

 

Книги одного, двух и более авторов. Например:

Конрад Н.И. Очерки истории культуры средневековой Японии. – М., 1980.-200 с.

Толенбаев С., Омирбекова М. Способы создания казахского орнамента. – Алматы: Каганат ЛТД, 1993. — 48 с.

   Сборник коллектива авторов. Например:

Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч.тр./ НИИ высшего образования/ отв. Ред. Н.Н.Нечаев. – М.: МИСИ, 1988. – 156 с.

Автореферат диссертации. Например:

Ахметова А.С. Формообразование в искусстве. Казахстанская живопись 1960-1970: Авторефис.канд.фил.наук. – А., 2001. – 25 с.

   Статья из энциклопедии и словаря. Например:

Иванов В.В. Антропогонические мифы//Энциклопедия. Мифы народов мира. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – Т. 1. – с. 87-89.

 

В состав библиографических ссылок на электронные ресурсы включают сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу, записывают после электронного адреса в круглых скобках: приводят слова «дата обращения», указывают число, месяц и год, например:

Жизнь прекрасна, жизнь трагична… [Электронный ресурс]: 1917 год

в письмах А. В. Луначарского А.А. Луначарской / отв. сост. Л. Роговая; сост. Н. Антонова; Ин-т «Открытое общество». М., 2001. URL: http://www.auditorium/ru/books/473/ (дата обращения: 17.04.2010).

При наборе в Word Интернет-адрес зачастую становится ссылкой (синий шрифт и подчеркивание). Чтобы избежать этого, наведите курсор на адрес, нажмите правую кнопку мышки, щелкните «Удалить гиперссылку».

 

   Одним из рекомендуемых моментов к оформлению работы является разработка глоссария, который будет представлять собой толкование специальных терминов, характерных именно для данной диссертации.

 

ЧАСТЬ 4.

ПРОЦЕСС ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИИ

 

   После должного оформления диссертации далее следует процесс подготовки к защите, включающий:

предварительное слушание диссертации на профилирующей кафедре (предзащита);

предоставление готовой работы на рассмотрение рецензенту;

процесс публичной защиты диссертации перед Государственной Экзаменационной Комиссией;

Дипломная работа оформляется согласно академическим требованиям и переплетается (твердый переплет). В полностью подготовленном виде она представляется научному руководителю через методиста кафедры в сроки установленные графиком сдачи и защиты дипломных работ: поступившая на кафедру дипломная работа регистрируется в специальном журнале кафедры.

К защите допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план (сдавшие все экзамены, защитившие курсовые и контрольные работы, получившие зачеты и т.п.); представившие в установленные сроки дипломную работу, соответствующую содержанию задания и требованиям оформления, а также получившие рецензию.

При несоблюдении требований, предъявляемых к дипломным работам, научный руководитель возвращает работу студенту и конкретно указывает направление доработки.

Если научный руководитель приходит к выводу о том, что дипломная работа может быть допущена к защите, то он ставит свою подпись на титульном листе дипломной работы. В случае если научный руководитель не может присутствовать на защите дипломной работы, он обязан подготовить на нее письменный отзыв, при отсутствии которого заведующий кафедрой имеет право не допустить студента до защиты дипломной работы.

На основании вывода научного руководителя заведующий кафедрой разрешает вынесение дипломной работы на защиту и определяет рецензента.

Рецензентами могут быть преподаватели других вузов сходного направления, сотрудники научных, практических и творческих учреждений, имеющие научную степень или иные заслуги, приравненные к ней.

В письменном отзыве (в случае отсутствия научного руководителя на защите) и рецензии отмечаются как достоинства, так и недостатки дипломного сочинения, делается общий вывод о его уровне и может быть предложена конкретная оценка. Внесение изменений в работу после допуска к защите и рецензии не разрешается. (Приложение 5) Рецензия должна представлять четкую позицию: рекомендовать работу к защите или нет.

Студенту предоставляется возможность ознакомления с рецензией до защиты дипломной работы для подготовки ответов на приведенные в них замечания.

Защита дипломных работ происходит публично на заседаниях Государственной аттестационной комиссии (ГАК) в сроки, установленные графиком защиты дипломных работ.

Дипломные работы с отзывом и рецензией передаются методистом кафедры секретарю ГАК. День и время защиты определяет председатель ГАК в соответствии с графиком работы комиссии.

Дипломник должен подготовить текст выступления в виде небольшого доклада, примерно 3-5 машинописных страниц. Доклад находится у дипломника в руках и комиссии не предъявляется.

Доклад следует составить из важнейших положений своей работы, особое внимание нужно обратить на обоснование актуальности темы, формулировку целей и задач, объекта и предмета исследования. Далее осветить наиболее ценные наработки из содержания основной части и завершить определением результатов исследования, практического и теоретического значения работы. Все задачи, сформулированные в вводной части, должны найти свое решение в заключительной.

Процесс защиты начинается со вступительного слова председателя ГЭК, который объявляет название работы, фамилию, имя и отчество дипломника. Также он называет официального рецензента, его звание и должность.

Далее слово предоставляется самому дипломнику. Его выступление должно строиться на основе пересказа (чтение с листа не является академическим нарушением, но не рекомендуется) заранее подготовленных тезисов доклада.

Так как защита — публичное выступление, выпускнику рекомендуется основательно подготовить свое устное выступление, которое можно заранее прорепетировать дома, с учетом замера времени.

Время выступления дипломника строго регламентировано. На защиту отводится не более 5-7 минут. За это время дипломник должен изложить основные положения своей работы и аргументировать свои слова наглядными пособиями, тематическую компоновку и размещение которых надо продумать заранее, чтобы иметь возможность демонстрировать их без затруднений.

Можно привести несколько общих рекомендаций, способных помочь студенту составить текст выступления.

при наборе текста следует оставлять широкие поля для дополнительных замечании и пометок;

все цифры в тексте записывайте исключительно прописью;

выделяйте важные слова, словосочетания и предложения маркерами;

пользуйтесь простыми предложениями, избегайте сложноподчиненных форм, способных излишне усложнить текст;

избегайте местоимений, старайтесь оперировать именами существительными.

Очень важно, чтобы речь дипломника была ясной, грамматически правильной, убедительной и в достаточной степени выразительной. Следует избегать монотонного звучания голоса или же напротив, излишней торопливости – по этим причинам качество выступления значительно снижается. Дипломник должен излагать материал в спокойной, уверенной манере. Совершенно не допускается нарушение норм литературного произношения, неправильно расставляя ударения в словах, коверкая и произвольно сокращая важные термины и понятия.

Для успешного выступления дипломнику следует учесть и такие нюансы, как выбор соответствующей одежды. Выпускник, облаченный в элегантный, строгий костюм, способен продемонстрировать комиссии свои лучшие качества, такие как аккуратность, серьезность и респектабельность. Жестикуляция должна быть сдержанной, без излишней эмоциональности, но и не вялой.

Дипломники художественных специальностей обязаны иметь наглядные пособия в виде электронных презентаций, иллюстративных стендов, плакатов, буклетов, карт, таблиц, слайдов и т.д. Все иллюстрации должны быть цветными и иметь отличное качество. Демонстрировать наглядные пособия следует с помощью указки.

После выступления дипломнику со стороны присутствующих задаются любые вопросы в устной или письменной форме. Задавать вопросы могут как члены комиссии, так и все присутствующие на защите специалисты и гости.

Дипломник обязан отвечать на вопросы кратко, четко и по существу дела. Умение достойно ответить на любые вопросы всегда импонирует слушателям.

После этого слово предоставляется научному руководителю, который призван охарактеризовать своего студента как личность, его профессиональные навыки и отношение к работе.

Затем выступает рецензент с трезвой, подробной оценкой дипломной работы, где указывает достоинства и слабые стороны работы. Рецензент высказывает замечания, пожелания и предварительно оценивает работу.

Окончательное решение по оцениванию диссертации комиссия выносит после закрытого обсуждения.

Председатель комиссии озвучивает результаты обсуждения и объявляет защиту состоявшейся или несостоявшейся.

Все результаты процесса защиты дипломных проектов фиксируются и оформляются в установленном порядке.

 

Критериями оценки дипломной работы являются:

ее научный уровень, степень освещенности в ней вопросов темы, значение для юридической практики;

использование специальной научной литературы, нормативных актов, материалов преддипломной практики;

творческий подход к разработке темы;

правильность и научная обоснованность выводов;

стиль изложения;

аккуратность оформления дипломной работы;

степень профессиональной подготовленности, проявившаяся как в содержании дипломной работы, так и в процессе ее защиты.

 

Защищенные дипломные работы студентам не возвращаются и хранятся в архивном фонде факультета, затем подлежат уничтожению по акту в порядке, определенном заведующим кафедрой. Обязанности хранения и оформления акта на уничтожение возлагаются на методиста кафедры.

По особо отличившимся дипломным работам ГАК принимает решение об их оставлении в фонде кафедры в качестве учебного пособия. В этом случае работа хранится на кафедре в течение двух лет и более и используется в учебном процессе.

Защита дипломной работы (т.е. получение положительной оценки) является заключительным этапом государственной итоговой аттестации студентов и позволяет судить о профессионализме выпускника, о степени его соответствия выбранной специализации и об умении вести научно-исследовательскую деятельность в условиях требований современности.

 

 

 

 

   Приложение 2

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Образец заявления

               

Заведующему кафедрой_____________________

от студента(ки)___ курса,

специальности _______________,

   Ф.И.О_______________________

 

 

 

 

 

 

Заявление

 

 

Прошу Вас утвердить следующую тему моей дипломной работы_______________________________________________________

 

 

 

                  

 

Подпись дипломника___________

                  «___»________________200_____г.

 

Примерный образец обложки

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ

 

 

 

 

Дипломная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы — 2011

 

 

Пример оформления обложки

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский национальный педагогический университет имени Абая

 

 

 

 

 

Иванов И.И.

 

 

 

Разработка экспертной системы для вибродиагностики редукторов горных машин

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

 

специальность 050704 – «Вычислительная техника и программное

обеспечение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2009

 

 

 

Пример оформления титульного листа

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский национальный педагогический университет имени Абая

 

 

 

«Допущена к защите»___________

Заведующий

кафедрой ___________ С.С. Ахметов

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

На тему: «Разработка экспертной системы для вибродиагностики

редукторов горных машин»

 

по специальности 050704 – «Вычислительная техника и программное

обеспечение»

 

 

 

 

Выполнил И.И. Иванов

 

Научный руководитель

д.т.н., проф. П.П. Петров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2009

 

 

 

 

Приложение 4

 

Образец оформления «Содержания»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….3

 

1. САКСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСОБЫЙ ТИП КОЧЕВНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………………………..5

 

1.1. Географическое и историческое положение…………………………………….6

1.2. Культурологический обзор…………………………………………………………….15

 

2. МОДЕЛЬ МИРА САКСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………………………………20

 

2.1. Реконструкция скифо-сакской Модели Мира……………………………………21

2.2. Влияние зороастризма……………………………………………………………………..27

2.3. Элементы шаманизма………………………………………………………………………33

2.4. Местные религиозные культы………………………………………………………….38

 

3. ИСКУССТВО КАК ВОПЛОЩЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ………….…44

 

3.1. Курганная архитектура…………………………………………………………………….46

3.2. Иконография «звериного стиля»………………………………………………………50

3.3 Художественные образы «звериного стиля»………………………………………55

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………60

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………63

 

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………….65

 

Приложение 5

Пример оформления рецензии

 

РЕЦЕНЗИЯ

на дипломную работу

 

студента___________________группы_________________________________

фамилия, имя, отчество

Художественно-графического факультета Казахского национального педагогического университета имени Абая по теме______________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Дипломная работа

Объем__страниц, содержит___таблиц,___иллюстраций,____ приложений

Актуальность и значимость темы_____________________________________

__________________________________________________________________

Основные результаты_______________________________________________

__________________________________________________________________

Новизна и оригинальность идей, положенных в основу работы, а также методы ее выполнения_______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Практическая значимость работы (возможность внедрения результатов работы в практику)_________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Анализ обоснованности вывод и предложений_________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Качество оформления_______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________Дипломная работа заслуживает оценки ________________________________

Студент ___________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

заслуживает присвоения квалификации «__________» по специальности «_______________»

 

Рецензент

должность, степень, звание _______________________________Ф.И.О.

«____»____________________201__ г.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *